В прошлых «Контурах» мы рассказывали, что существует специальная государственная программа помощи переезжающим из городов в сельскую местность. И вот сегодня моя коллега Надежда Завиновская (наш собственный корреспондент в Гродненской области) решила познакомиться с теми, кто по разным причинам переехал в деревню.
В трёх шагах от цивилизации в тишине, почти в заброшенной деревушке на пять домов – кипит жизнь маленького фермерского хозяйства. Принести сена коровам, накормить овец – работы у Сергея Вавилова хватает и зимой и летом. Подъём в шесть – отбой в полночь. И так уже десять лет. Мужчина в расцвете сил, в 42 года продал бизнес, квартиру и купил дом в Осниках.
Простор, тишина, возможность подумать и побыть наедине с собой. Говорит, к земле уже буквально прирос. Хотя ещё десять лет назад даже подумать не мог, что идея купить дачу под газон для детских забав перерастёт в ферму. На субсидию от государства (по специальной программе ) даже не рассчитывал. Она стала приятным бонусом, тогда это было семь бюджетов прожиточного минимума на каждого члена семьи. И ещё небольшая сумма на переезд. На эти деньги открыл скромный центр верховой езды: конь, два седла и амуниция. Коренной горожанин всё начинал с нуля.
Теперь хозяйство немаленькое: куры, гуси, утки, индюки, овцы, коровы. В Осниках делают свой творог, сметану и даже сыр маскарпоне. Все продукты без добавок, с пометкой «эко». Продают через интернет-магазины. Но особое место – всё также для лошадей. Летом по-прежнему устраивают катания. А для дочери папа купил скаковых – девушка профессионально занимается верховой ездой. Весь уход за лошадьми на её плечах. Отец лишь контролирует.
Анна Вавилова, дочь: «Мне проще с лошадьми, когда они у меня дома, так проще заниматься, чем в других школах. И всегда привлекало, что здесь много места, совершенно другие развлечения, чем у современной молодёжи в городе».
В распоряжении семьи 22 гектара земли: пока луга, в будущем –пашня. Прошло уже десять лет, а все мысли лишь о том, как всё на ферме наладить и организовать. В город уверяет, он уже не вернётся. Хотя для полного счастья не хватает только отпуска на море – там он не был уже десять лет. И трактора, шутит, вот бы кто подарил, хоть подержанный.
Главная цель программы содействия занятости – закрепить на селе таких энтузиастов, как Сергей Вавилов. А также удержать молодые кадры и их семьи. И государство готово за это платить. Сегодня на каждого – это девять бюджетов прожиточного минимума (почти 1800 рублей), также суточные и затраты на проезд. А если ехать вместе с супругом – вдвое больше. Работодатель на новом месте обязан предоставить рабочее место и жильё. Выгодно, но есть и условие – быть официально безработным.
Олег Токун, начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты: «Средний возраст тех, кто переезжает, как правило, составляет 30-35 лет. Конечно, люди ищут в первую очередь рабочее место по душе, но главным, наверное, фактором, который сподвигает людей на переезд, является то, что на новом месте жительства они получают возможность сразу заселиться в дом или квартиру».
Программа содействия занятости существует в Беларуси с середины 90-х. За то время на село перебрались не менее двух тысяч семей. Но меняется жизнь, а вместе с ней и содержание программы. После миллениума в Беларуси появилось понятие «города-спутники». Их тоже нужно развивать – подъёмные теперь предусмотрены и для таких поселений. Станислав Зенкевич возможностью уже воспользовался, в десятитысячный Скидель (город-спутник Гродно) переехал, не раздумывая.
И так каждое утро: почесать за рожками, погладить, поговорить. Станислав Зенкевич говорит с животными, как с детьми – любовь и ласка главное. Ветеринар-гинеколог отвечает за воспроизведение стада. В его распоряжении две тысячи коров, и почти каждую он знает по имени, помнит и все болячки, и привычки. Здесь, на ферме, он востребованный специалист, гордится – на работу взяли даже без испытательного срока. В большом городе с его специальностью делать нечего. Да и не тянет.
В обед в сборе вся большая семья: жена Кристина и четверо детей. Раньше такого себе позволить не могли. Шутят, убили двух зайцев – живут почти в городе, а работают в деревне. И всё рядом. Жильё предоставило хозяйство, работу швеёй подыскали и для супруги. На подъёмные купили мебель.
Станислав уверен: хорошо жить и воплощать мечты можно не только в большом городе. Правда, квартиру всё же шутливо называет скворечником, уже откладывает на свой домик в деревне. Ежегодно в нашей стране возможностью уехать из города пользуются от 150 до 200 семей. Список вакансий на селе имеет свою специфику: айтишнику или пиарщику явно предпочтут тракториста или доярку – людей самых обычных профессий, которые уверены, что жить и работать на земле – самое правильное занятие в жизни.
Подписывайтесь на нас в Telegram