Появляются всё новые подробности недавних задержаний. Доклады спецслужб и данные следователей содержат очевидные факты подготовки к массовым беспорядкам.
Деревня Теребейное неприметна даже на карте Столбцовского района. Здесь обычный сельский магазин с обычным продавцом. У него, правда, необычная история про необычных людей.
Мария Новицкая, продавец: «Молодые люди в камуфляжной форме. Чёрная нашивка какая-то. Пострижены коротко. Вдвоём были. Я ещё спросила у них, куда едут? Они сказали, что на Кромань. Знаете, у нас на Кромань много приезжает туристов, просто внимания не обратили».
Но всё же новости о приезжих разлетаются быстро. И пока в лесу работают сапёры, в истории полугодичной давности появляются новые детали и новые свидетели.
Александр Пилинкевич, председатель Налибокского сельского исполнительного комитета: «Шесть молодых парней, один постарше, пять – лет по 19-20, коротко пострижены, в защитной форме. У одного из них – нашивки в виде ломаных линий. Я спросил, кто они и откуда. Сказали, что они из молодёжной патриотической организации».
Свою «патриотичность» эта шестёрка из законспирированной организации «Белый легион» демонстрировала крайне сомнительными методами. Следствие уверено – именно «легионерам» принадлежит этот схрон.
Здесь же, у схрона, один из задержанных участников «Белого легиона» рассказывает, чему уже научились и когда теорию намеревались применить на практике:
«Движение группами отрабатывали в условиях боевых действий и упражнялись в стрельбе. В планах было изучать тактику ведения боя в городских условиях».
Теперь немного о самой организации «Белый легион». Экстремистская группа существовала ещё в 90-ых, уже тогда говорили о дружбе «легионеров» с радикалами из украинской национальной «самообороны» УНА-УНСО. В 96-ом именно они были зачинщиками массовых беспорядков в Минске. Боевики под чёрно-красными флагами переворачивали милицейские автомобили, прорывали оцепление, пока не столкнулись со спецназом.
Евгений Гуренков, ветеран милиции: «Они пошли на конфликт с сотрудниками милиции, переворачивали милицейские машины, громили всё, что можно было громить. Многие сотрудники тогда пострадали, из них многие ребята молодые, которые были призваны во внутренние войска».
О тех событиях вспоминает Борис Константинов, в прошлом – сотрудник пресс-службы МВД и информационно-аналитического отдела Комитета госбезопасности.
Борис Константинов, историк спецслужб, журналист: «Почему активно проявились тогда УНА-УНСО в 96-ом? Потому что в Украине как раз происходила смена власти. Созданным структурам УНА-УНСО нужно было где-то тренироваться, то есть у себя они временно снизили активность, но по их действиям, видеоряд есть, это видно, что ребята уже готовились».
Чем закончилось нарастание значимости в политической и общественной жизни Украины таких группировок, как УНА-УНСО и «Правый сектор» – известно всем. Но даже после устранения последствий тех событий радикалы Беларусь не оставили.
Это уже 99-ый, разрешённый митинг на одной из площадей в столице. Но организаторы нарушили условия и повели толпу за собой. У трамвайных путей на улице Первомайской оказались поддоны с тротуарной плиткой.
Внешне это выглядело как совпадение: случайный маршрут, случайные эмоции, случайная тротуарная плитка. Но силовики не сомневаются и сейчас – всё было детально спланировано.
Схожая ситуация и сейчас – спецслужбы ежедневно докладывают о фактах подготовки к массовым беспорядкам. И предупреждают, в первую очередь тех, кто готов поддержать митинги, совершенно не имея радикальных замыслов. Несколько специально обученных провокаторов, а дальше – эмоции и дело техники.
Борис Константинов, историк спецслужб, журналист: «Есть группа организаторская, её функция – собирать участников. Есть группа прикрытия, которая должна визуально обеспечить порядок в этой толпе. Но всегда есть группа силового воздействия, которая готова к противостоянию с правоохранительными органами. Если изначально заряженность на силовые элементы – рано или поздно эта группа начнёт провоцировать. Поэтому задача здесь и правоохранителей, и спецлужб – предупреждать».
Спецслужбы и предупреждают – задержания и обыски не направлены против законопослушных граждан – у них есть право на собственное мнение и претензий к ним власти не имеют. Дело именно в зачинщиках и провокаторах.
Как бы то ни было, задача спецслужб – нейтрализовать любые силовые группы, тем более вооружённые. Но не только их, а и тех, кто готов поддержать беспорядки. И пусть таких не много, но абсолютное большинство белорусов должно чувствовать себя в безопасности в любых условиях и в любое время.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram