В Белгосфилармонии начался 60-й органный сезон

В Белгосфилармонии начался 60-й органный сезон

«Король» говорит мощно! 60-й органный сезон начался в Белорусской государственной филармонии. Сочинения Баха играет его «лучший друг» – это о маэстро Зарецком, где бы тот ни выступал. В гастрольном «багаже» нашего современника – самые престижные концертные залы мира. И сегодня у минской публики двойное удовольствие. Все билеты на встречу в классическом стиле раскуплены.


Дом, где не бывает тихо. Снаружи и внутри – «проспект». Фасад органа – самого большого в стране – трубы: деревянные, медные. 6325 всего. И эта сила звука сегодня в ногах и руках виртуоза. На кончиках пальцев Зарецкого – весь Бах. И Bach в Минске.  

Даниэль Зарецкий, заслуженный артист России: «В первом отделении – это, собственно, сам Иоганн Себастьян Бах. А во втором отделении – сочинения, посвященные Баху. Причем посвященные очень своеобразно. Это четыре ноты – приношение корифеев 19-го века Шумана и Листа. Обувь специальная не только для того, чтобы не пачкать педаль. Должен быть тонкий носок в любом случае, чтобы не задевать по соседним клавишам, попадать точно. И обязательно отдельно должен быть каблук».

Профессор Санкт-Петербургской консерватории не дебютант на этой сцене, но долгожданный гость. Тренировка перед концертом, хотя все номера отыграны в Любеке, Гамбурге – города Баха. У каждого органа свой характер. Наш «на слуху» с 63-го года.   

У них нет двойника. В каждом зале свой «король». Освоив одну модель, пересесть сразу невозможно. И надо иметь «стальные нервы». Это ведь целый духовой оркестр. Филармония отправляет детальное описание органа, когда зовет солистов впервые.

От глаз зрителей эстетично скрыты четыре этажа музыки. Орган, вообще, – единственный в мире инструмент, в который можно войти. В Белорусской филармонии – это право лишь у одного мастера. В день, когда «король» говорит, осмотр сверху донизу.

Геннадий Чернявский, хранитель органа Белгосфилармонии: «Перед каждым концертом необходимо настраивать основные языки, регистры. Такой процесс. В целом держится. Совсем по-другому здесь воспринимается. На зале там чистое звучание. У меня еще шумы постоянно: работа магнитов, хлопки».

Только он знает лучшую точку для мобильного электрического пульта органа-гиганта. Вполоборота к залу – Большому. Никто и не думал, что все билеты раскупят. «Бах и Bach» –одна из громких премьер 48-го фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень».   

Ольга Савицкая, музыковед, автор проекта «Шедевры мирового органного искусства»: «Если раньше наша публика была 40+, то теперь я вижу очень много совсем молодых людей. И одинаковое восприятие органной музыки. И публика к концу начинает хотеть еще третье отделение».

К слову, корни маэстро Зарецкого в Беларуси: Старые Дороги, Глуск. Дома, как известно, и стены подыграют. Овация. На «короле инструментов» – концерт-посвящение тому, чья звучная фамилия, как по нотам. Си-бемоль – ля – до – си-бекар – вместе Bach.

Подписывайтесь на нас в Telegram