В Беларуси приняты новые правила использования беспилотников: почему дронам подрезали крылья

Почему дронам подрезали крылья, зачем надо держать небо на замке даже в отношении птиц невысокого полета – в этих вопросах разбирались Никита Полякевич и Светлана Карульская

В Беларуси приняты новые правила использования беспилотников: почему дронам подрезали крылья

В Беларуси недавно приняты новые правила использования беспилотников. Летать и раньше можно было не везде. А сейчас такое право далеко не у всех, да и только по специальному разрешению. Почему дронам подрезали крылья, зачем надо держать небо на замке даже в отношении птиц невысокого полета – в этих вопросах разбирались Никита Полякевич и Светлана Карульская.


Картография, геодезия, строительство. Широкий спектр применения – основное преимущество беспилотников. Да и оператором такого устройства может стать едва ли ни каждый. Только где гарантии, что такой небесный помощник не станет ударной силой?

Недорогие, эффективные и убийственно опасные. И не обязательно, что речь идет об ударных дронах. Обычный гражданский беспилотник может стать оружием на поражение. Оснастив его взрывчаткой и направив в тыл врага, противника можно ликвидировать.

А теперь это еще и глаза военных. Корректировка целей с воздуха, дистанционные подрывы. Современный бой все реже происходит лицом к лицу – скорее, сейчас сражаются за экранами. Причем в нескольких километрах от цели. Риск таких операций – сведен к минимуму. Похоже, революция в небе наступила гораздо быстрее. Технологии с интеллектом осваивают и в белорусской армии.

Теперь любой жужжащий звук воспринимается как угроза, особенно в зоне конфликтов. Например, оснастив коптер ручными гранатами и добавив тепловизионные камеры, наносить удар противнику можно даже ночью. Да и стоимость при этом значительно ниже, чем использование авиации.

Наведения огня, сброс боеприпасов – это функции, которые изначально не закладывали разработчики дронов. К ударной начинке и, как следствие, поражению целей подтолкнула мировая ситуация. От Ливии и Нагорного Карабаха до масштабного использования таких «птиц» на Украине. Под ударом беспилотников оказываются и мегаполисы, где цель противника отнюдь не нанести поражение, а, скорее, запугать и заблокировать воздушное пространство, как это происходит в России. Как решают это уравнение на поражение?

К вопросу о чистом небе над городами России стали относиться со всей серьезностью где-то в последние полгода. Примером того, что под угрозой может быть любое место страны, стал и атакованный беспилотником Кремль, и, конечно, главный символ благополучия – высотный комплекс «Москва-Сити». Сюда прилетало более пяти раз. Ни жертв, ни серьезных разрушений, слава Богу, не было и обыватель особого смысла в таких провокациях не понимал. Даже появилась шутка о том, что это дело рук украинских риэлторов, которые, роняя на высотки беспилотники, таким образом пытаются уронить цены на элитную недвижимость. Но, на самом деле, все это не смешно и не так просто.

Как же летают в России сейчас. Владельцы обязаны проходить процедуру регистрации в Росавиации. Это касается даже игрушечных самолетиков и вертолетов, если они весят больше 150 граммов. Такая же процедура и для квадрокоптеров, которые применяются для фотосъемки. Владельцы радиоуправляемых моделей должны получать статус командира воздушного судна, а операторы – свидетельство внешнего пилота. Каждый запуск – только по согласованию. Его можно получать дистанционно, заполнив заявку в электронном виде. За несанкционированный полет штраф – от 50 до 300 тысяч рублей, ну, и, конечно, конфискация аппарата.

Надо сказать, что в саму Москву беспилотники в последнее время не залетают. Сделаны ли выводы или же заработал обещанный мэрией антидроновый купол – это пусть будет военной тайной. Есть инциденты в Подмосковье и, конечно, в приграничных с Украиной регионах России. Там от БПЛА разрушаются здания, есть жертвы. Что, конечно, подтверждает тезис о том, что до победы людей над летающими машинами пока еще очень далеко.  

Каким будет воздушное пространство и как операторы будут жить по новым правилам – определят до конца года. Одно ясно точно – изменениям быть. Ведь цель – безопасность, как на земле, так и в небе – это направление стратегическое. И впускать в него «кого угодно» уже не получится. А профессиональные «пилоты» – как летали, так и будут летать.

Подписывайтесь на нас в Telegram