В Беларуси мода на экотранспорт набирает обороты: ситуация с электромобилями в стране и разработка отечественных моделей

В Минске открыли супербыстрый зарядный комплекс для электротранспорта

В Беларуси мода на экотранспорт набирает обороты: ситуация с электромобилями в стране и разработка отечественных моделей

В ногу со временем! Беларусь все больше переходит на экологичный вид транспорта. Мировая практика показывает, что мода на «электрички» не теряет актуальности. Расширить использование электротранспорта в стране, сделать его доступным для населения – такую задачу перед правительством ставил Президент. Какова нынешняя ситуация с экомобилями? Какие отечественные модели в разработке, а какие уже в продаже? Как развивается нужная инфраструктура для электрокаров? 

После обычного авто пересесть на электрокар – не проблема. В этом абсолютно уверен Юрий. Экологически чистым видом транспорта управляет около семи лет. По ощущениям – как перейти с механики на автомат – комфортнее, а манипуляций куда меньше. Огромный плюс – бесшумность машины. Что касается постоянной подзарядки – это не головная боль, а дело привычки.

Юрий Зинкевич, владелец электромобиля: «Езжу на электромобиле с 2015 года. И в то время, когда покупал свой первый электрокар, в Минске была всего лишь одна зарядка. Сейчас уже, конечно, с этим проблем нет. Среди электромобилистов есть негласное правило – тот, кто поездил на электромобиле, уже никогда не сядет на бензиновый авто. Я тоже могу это подтвердить».

Стаж вождения у Альберта – почти 35 лет. Большую часть жизни – за рулем машины с двигателем внутреннего сгорания. Когда сел за электрокар, впечатления не сказать чтобы были яркими. Говорит, ничего интересного в нем не увидел. Но спустя время мужчина понял, насколько сильно ошибался. Подкупил и немаловажный факт – стоимость услуг электроподзарядки в разы ниже, чем цена за топливо.

Альберт Зарубович, водитель электромобиля: «Проездив на разных автомобилях, разных марок, отечественных и иностранных компаний, в данный момент я езжу на электромобиле в том числе. Электромобиль мне очень нравится. По сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, это уже новое поколение. За электромобилями – будущее».

А будущее уже наступило! В Беларуси насчитывается свыше 10 тысяч электромобилей. За последний год количество таких машин увеличилось более чем в два раза. Большое внимание и развитию общественного транспорта на электрической тяге. Все больше желтых электробусов наполняют столицу и другие города страны. Отечественные производители строят большие планы на перспективу.

Тарас Мурог, генеральный директор Управляющей компании холдинга «Белкоммунмаш»: «Развивать, безусловно, тематику электрогрузовика. Он будет сейчас проходить опытную эксплуатацию в сети "Евроторг". Экономия на 1 км получается в два раза, по сравнению с аналогами с двигателем внутреннего сгорания. Ну и естественно – сеть электробусов. Электробусы в Минске работают, в Сочи, в Батуми. Поставляем на сегодняшний день в Россию. По итогам 2022 года экспорт будет составлять порядка 98%».

К 2025 году в Беларуси планируют максимально освоить сборку своих электрокаров. Сейчас на связи пул партнеров из России и Китая, на рассмотрении – создание собственного конструкторского бюро.

Александр Белевич, заместитель генерального директора Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: «Задачу создания легковых электромобилей, в первую очередь, видим в сотрудничестве с кем-то из серийных производителей. Сейчас наиболее активные контакты с АвтоВАЗом. За последние 5 лет мы создали базу компетенции в области проектирования компонентов. Это электроприводы, батареи. И сегодня мы работаем с заводами, с одной стороны – с точки зрения постановки на производство наших наработок, а с другой стороны – эти наработки внедряем в коммерческую технику». 

Курс на развитие электротранспорта и опережающее внедрение нужной инфраструктуры – абсолютно верный. Сеть «заправок» для таких машин стремительно расширяется. А сегодня в столице – большое событие. Здесь открыли первый супербыстрый зарядный комплекс для электротранспорта.

Уникальный пилотный проект для Беларуси и всего СНГ. 10 минут зарядки – и можно без проблем преодолеть путь в 300 километров. На новом объекте – 8 станций для электрокаров, пост для электробусов. Программная начинка комплекса – исключительно белорусская. В таких технологиях заинтересованы и зарубежные компании. Еще одно преимущество – автономный супермаркет. 

Андрей Котик, заместитель генерального директора производственного объединения «Белоруснефть»: «Именно здесь, именно сегодня мы демонстрируем, что будет завтра в электротранспорте. Более того, этот объект уникален тем, что здесь динамическое распределение мощности среди зарядных станций. Еще одно инновационное решение – это система накопления. Система накопления – это тот двигатель, который развивает электромобили, которые сегодня у нас появляются из-за технического совершенства аккумулирования электроэнергии и из-за снижения ее цены».

Петр Пархомчик, заместитель премьер-министра Беларуси: «Мы являемся открывателями в какой-то степени на просторах бывшего Советского Союза. И можем предлагать другим государствам тот продукт, который создан. Рост электротранспорта в Республике Беларусь шагает семимильными шагами. Если в 2020 году у нас на учете находилось в пределах 80-90 машин, то уже по итогам этого года мы приближаемся к цифре 4000 машин».

В перспективе пилотный проект будет по всей стране. До 2030 года таких комплексов появится уже 87 – вдоль автодорог, в крупных и малых городах. Развитие инфраструктуры и в целом электротранспорта – не дань моде, а необходимость. Об этом говорил и Президент. Это то направление, которое решает сразу несколько вопросов – и с влиянием на окружающую среду, и с потреблением энергоресурсов. Поэтому Беларусь и дальше будет следовать уже проверенному намеченному курсу.

Подписывайтесь на нас в Telegram