В Беларуси массово закрываются леса для посещения – регламенты начали вводить еще в начале мая. Число районов, где действуют запреты и ограничения, выросло до 117. В стране сохраняется высокий класс пожарной опасности. Наиболее сложная обстановка – на Гомельщине. Это единственная область, которая из-за жары и отсутствия осадков закрыла для посещения все без исключения районы. Максим Вечерков вместе с лесной охраной оперативно реагировал на вызовы.
Пешком подконтрольную лесную территорию не обойти даже за неделю, поэтому технологии в помощь. Камера на большой высоте видит абсолютно все: опытному дежурному достаточно кропотливо всматриваться в монитор.
Игорь Харитонов, начальник пожарно-химической станции Речицкого опытного лесхоза: «Дежурство производится с 8 часов утра до 20:00. Но по распоряжению руководства – до 21:00. Сами понимаем, что обстановка действительно сложная».
Когда жарко и совсем нет дождей, пламя может возникнуть от малейшей искры. Программа сразу сигнализирует. Маленький красный квадрат на экране – это возможный очаг возгорания.
Перед теми, кто хорошо знает каждую лесную тропинку, задачи, как найти место ЧП, вообще не стоит. Доберутся даже с закрытыми глазами.
Это – самое начало возгорания. Но поджигателя рядом нет. Только-только воспламенились отходы деревообработки. Небольшая свалка возле частного сектора. Хоть это и не территория леса, а просто участок неподалеку, игнорировать вызов – даже в таких пока небольших масштабах – нельзя. Иначе пламя быстро перекинется на деревья.
Сергей Легенький, лесовод Речицкого опытного лесхоза: «Если опыт есть наработанный, то оно все происходит быстро. У пожаров шансов нет, если мы на страже».
И таких возгораний в области с начала пожароопасного периода уже больше двадцати. Проблема – рукотворная, в этом специалисты не сомневаются. Ведь сам по себе лес не горит.
Андрей Глезов, главный лесничий Речицкого опытного лесхоза: «Возгорания в лесном фонде чаще всего от людей – 90 процентов. Кто-то покурил, где-то кто-то костер разжег, где запрещено».
Именно поэтому на всей лесной территории региона действует запрет на посещение. Четвертый класс пожарной опасности из возможных пяти. По периметру установлены шлагбаумы с запрещающими табличками. За ними не должно быть ни одной живой души. Исключение – только для лесной охраны и служебного транспорта.
Сергей Тарасов, главный лесничий Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения: «За нарушение правил пожарной безопасности, в том числе за посещение лесов во время запрета, предусмотрена административная ответственность: таким гражданам грозит штраф до 12 базовых величин».
В Гродненской области пока действует лишь ограничение на посещение. Но по прогнозам конец мая будет теплым, потому лесники уже начеку. С 12 до 16 часов, когда солнце светит ярче всего и по статистике пожары возникают чаще, вход в лес строго воспрещен. В остальное время тоже нюансы – гулять, собирать ягоды, проезжать по лесным дорогам можно, а вот съезжать в сторону, разводить костры – нельзя.
Дмитрий Заерко, начальник отдела охраны леса Гродненского лесхоза: «Люди выезжают на природу. Не каждый хочет ехать к озеру, а выходят в лесной массив, пытаются развести костер, пожарить шашлык. Это наиболее опасное время, и в выходные усиленно приходится работать. Говорят, что не знали, говорят, что не полностью владели ситуацией. Разъясняем, где можно уточнить данную информацию, профилактическая беседа, ну а в худшем случае, если не понимают, тогда доходим до административного процесса».
А чем может обернуться одна непотушенная сигарета или костер, в регионе знают. В аномально жарком апреле 2019-го Гродненская область пережила один из крупнейших в истории природных пожаров. Вблизи Гожского полигона сгорели 750 гектаров леса. Причина – неосторожное обращение с огнем. Тушили почти двое суток, последствия устраняли всем миром не один год. Теперь здесь подрастают молодые сосны и березы.
Алексей Григас, инженер отдела охраны леса Гродненского лесхоза: «Были созваны со всех лесхозов области лесозаготовительные бригады, которые занимались срочной вырубкой санитарной усохшего после пожара насаждения. Было полноценное массовое участие всех желающих, все возможные силы были брошены на восстановление данного участка после пожара. Ну, и в течение трех лет, высадив около 4 млн саженцев, данный участок был посажен».
Впереди, как обещают, – жаркое лето. А пока поля и леса страны в ожидании дождей. Но, если верить синоптикам, обильных осадков сейчас не будет. Специальные костюмы, мотопомпы, ранцевые опрыскиватели, пожарные рукава и даже лопаты – это режим полной боевой готовности. В случае сильного возгорания каждый лесхоз готов обеспечить инвентарем дополнительные силы.
Подписывайтесь на нас в Telegram