Президент подчеркнул – нужно научить детей любить учебник, и, соответственно, тогда они полюбят школу и образование в целом.
Каждый бывший школьник и особенно каждый школьник нынешний, согласится: в школе самое интересное – не то, что написано в учебниках и не то, что завтра проверит учитель. Родители, не спешите возражать: искусство преподавания для детей как раз и заключается в том, чтобы прививать им знания в лёгкой игровой форме, информация должна усваиваться без труда. Только в этом случае от школьного порога в жизнь откроется действительно широкая дорога.
Чтобы учёба не была для детей чрезмерно сложной, и чтобы вместе со школьниками вникать в тонкости химии или математики не приходилось их родителям (а такое, признаемся, бывает нередко), учебные программы в прошлом году подкорректировали. Сложные дисциплины перенесли на старшие классы, что-то сделали факультативом, что-то – вообще вычеркнули. Из фундаментального – перечень понятий, обязательных к усвоению, сократили, и внимательно сделали работу над ошибками – дублирования параграфов, скажем, в учебниках 5 и 7 классов теперь тоже нет. Получилось, говорят учителя, очень даже неплохо.
Неплохо, но и не на пятёрку, в лучшем случае – отметка «пять с минусом». Да, системе образования в Беларуси уделяется особое внимание. Особенно заметно это в последние годы – может и небыло революции в этой сфере, но эволюция образования – явление уже системное. И в системе этой, вроде как, и правильных решений принято много, с этим согласны и в министерстве, и в педагогическом сообществе. Но порой дети не хотят ходить в школу из-за чрезмерной нагрузки.
Донастроить систему, чтобы у школьников школа, а у студентов – вуз, вызывали только положительные эмоции – это, пожалуй, главная цель сегодняшнего совещания во Дворце Независимости. Говорили Президент, министр и эксперты в образовании о многом. Начали – с ревизии поручений Александра Лукашенко.
Многие из этих тем предметно обсуждались на республиканском педсовете с участием Президента. Он был, казалось бы, не так давно, но уже успели многое поменять. Правильно ли поменяли? На совещании сегодня говорили о разных проблемах, для удобства – структурируем темы, как говорится, по возрасту. Начнём, конечно, с юных школьников: с первого класса по восьмой уже идёт обучение по новым программам. Цель была – сделать наших детей наиболее умными и разносторонними. Но при этом Президент задаёт вопрос: не перегнули ли мы, выполняя поручения?
В итоге такой перекос, когда математики или биологии слишком много, приводит к обратному эффекту – детям эти дисциплины даются с трудом, а что трудно – то неинтересно. А ведь интерес к учёбе – это именно то, что должно быть главным в любой программе. Самый простой пример – учебники: скучные, написанные канцелярским языком, порой даже с грубыми фактическими ошибками – это то, от чего мы уже избавились. Но дорабатывать главную книгу в жизни каждого юного гражданина ещё нужно.
И вот они, новые учебники. Те зрители, кто помладше, вспомнят похожие и не удивятся. Те, кто постарше, вспомнят свои чёрно-белые потрёпанные книжки, заботливо украшенные рисунками предыдущих владельцев. Прогресс налицо, но всё же при всей яркости важна не только форма, но и содержание. Стали ли учебники идеальными?
При этом Президент повторяет: стране нужны не только умные, а всесторонне развитые личности. Читать книгу и много знать – это, конечно, хорошо, но и превратить детей в будущих аморфных взрослых нельзя. А в 21 веке с его уклоном на жизнь у компьютера именно это – основная опасность. И если раньше школьники любимыми предметами часто называли «труды» и «физру» – сейчас этого меньше.
Опять же – вспомним юные годы: чтобы поработать у токарного станка, да так, чтобы стружка летела во все стороны, дети буквально бегали за трудовиком. А за детьми бегал физрук, уговаривая позаниматься хоть чем-нибудь, кроме футбола – компромисс обычно достигался сдачей нормативов экстерном. Сейчас всё это для нынешних детей – скука. И это нужно исправлять. Импульс – 1 сентября 2017- года Александр Лукашенко посетил Минский автомеханический колледж. Тогда много говорили о профтехобразовании, и о том, что рабочие специальности и рабочие руки стране очень нужны. После этого президентского визита – рабочий бум в школах. Под трудовое обучение отвели шесть часов в неделю, занимаются дети на базе профтехучилищ по 70 профессиям. И, внимание, с присвоением квалификации. Разве это плохо?
Умный, но при этом приспособленный к обычной жизни – такой нам нужен выпускник школы. При этом важный элемент системы, продолжает Александр Лукашенко, это безболезненный переход от средней к высшей ступени образования. После девяти классов – экзамены, после 11 – тоже, и вариантов, какими они должны быть – много. Уж сколько было сторонников и противников централизованного тестирования – но вроде прижилось неплохо. Правда, сколько раз и это принятое решение приходилось дорабатывать?
При этом уже после совещания министр пояснил – сейчас действительно очень серьёзно думают, как избавиться от ещё одной, достаточно очевидной проблемы перехода из школы в вуз.
Причём сегодня во Дворце Независимости немало журналистов, которые и сами вуз закончили не так уж и давно. Само собой, уточняющих вопросов из практики было предостаточно. Например, зачем на журфаке основы высшей математики? Министр уверяет – это тоже в поле зрения.
Тему высшего образования на совещании также не обошли. Александр Лукашенко напомнил – не раз говорилось о том, что, может нам и не надо столько специалистов с дипломами вузов? Может, так мы нивелируем значимость рабочих профессий, которые в Беларуси вообще-то всегда будут в почёте?
Министр при этом докладывает: в 2011 у нас было 450 тысяч студентов, в году прошлом – 283 тысячи. Причём снизили набор на те специальности, по которым был явный переизбыток кадров: все мы помним, например, шутки про то, что у нас уж очень много юристов. А вот программистов наоборот – стали обучать в адекватно большем количестве. Но! Учить их должны действительно профессионалы!
И снова на совещании затрагивается важная проблема. О ней не особо принято говорить вслух и так, как она звучит на самом деле – в Беларуси девальвируется высшее образование. Поясним: сейчас на любую должность, где нужно условно перекладывать бумаги, от соискателя обязательно требуют высшее, а то и два высших образования. Это как раз минус той, старой системы с переизбытком набора в вузы. Пару лет – и это пройдёт, но пока в гонке за лучшее рабочее место выигрывают те, кто закончил магистратуру. И, похоже, девальвация намечается и здесь. Точнее, намечалась.
А вот что касается предыдущих поручений Президента – вузы услышали. Мысль была простой – побольше практики. Во-первых, это хорошо для будущего работодателя, когда специалист приходит к нему с опытом. Во-вторых, если объективно поступил на юридический, потому что родители настояли, лучше понять это на втором курсе, чем на выпускном. Зачем терять время? Точно так же – и с магистратурой. Может, не нужно растягивать обучение на, порой, десятилетие, если собираешься просто работать, а не быть светилом науки или гениальным педагогом?
И уже в целом, оценивая систему, Александр Лукашенко предметно коснулся вопроса, который дисциплины и вузовские, и школьные объединяет. Речь о зарплатах педагогов. Учитель, конечно, это призвание, но тех, у кого есть талант, и кто постоянно развивает его и в себе, и в своих учениках, нужно поддерживать.
Президент дал возможность каждому высказаться – что не получается сделать? А где, наоборот, принятые решения оказались верными?
При этом Президент обратил внимание и главы администрации, и министра, и экспертов образовательной сферы: время настолько стремительно, что его (время) ни в коем случае нельзя упускать, «завтра», то есть в будущем, уже можем и не нагнать. А любые преобразования – процесс плавный, но настойчивый. И для всех учеников и их родителей – важная новость: Александр Лукашенко подчеркнул – дети должны учиться в школе, а дома и на выходных – быть детьми, то есть, отдыхать или заниматься любимым хобби. Чиновники согласились, пообещав постараться эту задачу воплотить уже к весенним каникулам.
Подписывайтесь на нас в Telegram