Ребенок ругается матом? Вот что нельзя делать ни в коем случае!

Ребенок ругается матом? Вот что нельзя делать ни в коем случае!

Стоит прислушаться к разговору окружающих. В транспорте и на остановках, просто на улице из уст взрослых, подростков и даже детей порой звучит нецензурная лексика. Кто-то не замечает, другие слышат, но терпят. Есть такая восточная пословица: «Нет ничего заразнее слова». И правда, мат и жаргон, увы, весьма распространены. Почему так случилось и как с этим бороться?


Ненормативная лексика – это лексика, которая не соответствует нормам русского языка. Таких норм много: грамматические, орфографические, орфоэпические, стилистические. Проще говоря, к ненормативной лексике можно отнести даже слова, произнесенные с неправильным ударением или употребленные не с тем значением. Но есть и такие слова-паразиты, которые засоряют речь. Одна из разновидностей обсценной лексики – мат. По некоторым подсчетам, весь словарь русского мата, сленга и жаргонизмов насчитывает более 10 тысяч слов – русский язык стоит на третьем месте по количеству нецензурных слов в мире. На первом месте – английский язык, а на втором – голландский. Древнейшие известные образцы неприличных слов найдены еще в берестяных грамотах 12-13 веков из Новгорода и Старой Руссы.

Ирина Будько, заведующая кафедрой русского и белорусского языка Белорусского национального технического университета: «Запрет на употребление этих слов восходит ко времени раннего христианства, которое пришло на Русь. Дело в том, что христианство активно боролось с языческими обрядами, а данная лексика, символика активно использовалась в этих обрядах».

Есть данные, что человек употребляет нецензурные выражения в среднем 250 тысяч раз в течение жизни. Филолог Алексей Плуцер-Сарно пришел к выводу, что мат берет начало из славянских заговоров. С помощью бранных слов люди обращались за помощью к магической силе. Сейчас же с их помощью проявляется так называемая речевая агрессия – желание кого-то обругать.

Ирина Будько, заведующая кафедрой русского и белорусского языка Белорусского национального технического университета: «Использование этих слов уже приобретает характер связующих звеньев в высказывании, то есть человек не хочет никого оскорбить. Он эмоционально абсолютно спокойно себя ведет, у него абсолютно обычная ситуация в жизни. Он просто беседует, но уже автоматически не может остановиться».

Психологи утверждают, что проблема нецензурной лексики становится особенно явной в подростковом возрасте. Для молодежи это проявление независимости и своеобразный знак принадлежности к сверстникам. Именно поэтому бранные слова появлялись на заборах, а сейчас и в интернете.

Ольга Чёрная, учитель русского языка и литературы средней школы №159 г. Минска: «Время показывает, что дети взрослеют и перестают употреблять, потому что они понимают, что это те слова, которые их портят, гадят, это хуже грязи, которой нас обливают».

Диана Викторчик, ученица средней школы №159 г. Минска: «Я ощущаю дискомфорт, неприязнь к тому, кто произносит ненормативную лексику, является невоспитанным и необразованным».

Максим Белькович, ученик средней школы №159 г. Минска: «Когда, например, взрослые мужчины сидят на скамейке и начинают ругаться матом, становится не по себе, то есть я чувствую такой дискомфорт, страшно становится».

Екатерина Лаврик, ученица средней школы №159 г. Минска: «Если человек воспитанный и культурный, то в любой ситуации он найдет что сказать, не используя ненормативную лексику».

Если же родители услышали матерные слова от своего ребенка, решать эту проблему нужно аккуратно, чтобы не сделать хуже. Ни в коем случае нельзя использовать меры физического воздействия, например, бить по губам. Не ругайте ребенка за мат при посторонних. Лучше не акцентируйте излишнее внимание, если он ругнулся впервые, и ни в коем случае не ограждайте его от общения со сверстниками.

Ольга Чёрная, учитель русского языка и литературы средней школы №159 г. Минска: «Дети подражают нам, взрослым. Слушая на улице, сегодня они смотрят и в YouTube какие-то передачи, которые основаны на этой же брани, мы не можем их за это наказывать, но проводить беседу нужно».

Еще одна разновидность ненормативной лексики – жаргон. Это социолект, который отличается специфическими выражениями. Одна из главных особенностей жаргонной лексики – принадлежность не одной, а разным социальным группам. Переходя из одного жаргона в другой, слова часто меняют форму и значение. В разных сферах часто используют профессиональный жаргон, который понимают люди одного коллектива.

Ирина Будько, заведующая кафедрой русского и белорусского языка Белорусского национального технического университета: «Причиной возникновения прежде всего было то, чтобы передать секрет ремесла какого-то из поколения в поколение, то есть оставить секрет ремесла в рамках какой-то профессиональной группы и скрыть его от конкурентов».

Разная лексика имеет свое место в языке. Но чтобы сделать речь чище и понятнее, лучше пользоваться ею аккуратно.

Фото: depositphotos.com

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анастасия Похлёстова