Этой осенью в Минске состоится уникальное воссоединение Востока и Запада. Только что забрали из типографии. Страницы ещё пахнут краской. Каталог совместного выставочного проекта Национального исторического музея и Национального художественного. Приглашают на вернисаж 14 ноября. «Живопись», «Фарфор», «Камень», «Стекло», «Мебель». Вот это роскошь!
Новой «встрече» Востока и Запада предшествовала большая научная работа по реставрации шедевров. Кураторы изучали историю формирования коллекции, которую по масштабу и значимости уже сравнивают с Радзивилловской в Несвиже, магнатов Сапег в Деречине и Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.
Забытый мастер 18 века, уверен, даже не мечтал о таком. Хрупкое блюдо из королевского мейсенского фарфора – в экспозиции главного музея страны в центре Европы. Со дна тарелки «вылетела птичка» – уже как элемент «коллажа» к выставке, у которой есть все шансы стать новым хитом сезона.
Марина Казанцева, научный сотрудник Национального исторического музея Беларуси: «Наша публика увидит большинство из этих предметов впервые. Та часть коллекции, которая поступила в Белорусский государственный музей в 1925 году, насчитывала около 300 единиц. Это были памятники изобразительного искусства, декоративного искусства, мебель, оружие, медали».
Неизвестный автор. «Портрет неизвестного с письмом». Венецианская школа, 16 век. Самое раннее полотно в западном разделе крупнейшей в Беларуси пинакотеки. Это изображение иногда называют «парным» с образом загадочной итальянки в стиле Тициана. 400-летняя картина сегодня в реставрации.
Светлана Прокопьева, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «На подрамниках сургучные печати, штампы, которые сохранились, как в собрании нашего музея, так и Смоленского музея, куда тоже попала часть произведений из коллекции Дондуковых-Корсаковых. Удалось идентифицировать, что этот портрет принадлежит кисти немецкого художника Баризьена».
Князь Алексей Дондуков – потомок калмыцких ханов – в 1774 году получил во владение имение Романово. Сейчас – агрогородок Ленино на северо-востоке Могилёвщины. С этого холма в 19 веке живописец Наполеон Орда запечатлел господский дом. Доминировал над окружающим ландшафтом.
Пётр Зубков, сотрудник музея советско-польского боевого содружества: «Последняя ступенька – тут стоял дворец. До войны был вообще в нормальном состоянии. Но при наступлении наших в 1943-м – разбили. Видите, там гаражи, копали погреб, находили стенки».
Барские хоромы были полны раритетов. Собирали «древности» несколько поколений одной семьи. Вторая часть знатной фамилии – литвинская (белорусская). Того же рода, что и Римские-Корсаковы. Вслед за октябрём 1917-го всё княжеское «добро» конфисковали. Отправили в уездные Горки – век назад.
Светлана Макеева, директор Горецкого историко-этнографического музея: «Кроме музея открылась городская библиотека на основе книг, которые находились в богатой библиотеке Дондуковых-Корсаковых. Она, мы точно знаем, находилась в бывшем Дворянском собрании. После революции – Народный дом. Во время войны это здание было разрушено».
От предтечи в новом Горецком музее – лишь воспоминания. Зачитывают «Позавчера и сегодня» – томик мемуаров земляка, выдающегося писателя и гуманиста Льва Разгона. В 1922 году фрагмент коллекции перевезли в Смоленск. Сейчас там – в художественной галерее – 15 «романовских» холстов.
Мир переживает настоящий бум выставок-реконструкций. Эрмитаж и Лувр показали экспозицию, посвящённую собранию маркиза Кампаны. Опять же Эрмитаж и уже московский Пушкинский представили «биографию коллекции» купца Щукина. Спустя сто лет в Третьяковке воссоздан Музей живописной культуры. Так что минский «музей с пушкой» «выстрелит» в правильном направлении.
Впрочем, к проекту «Восток-Запад» отечественные сокровищницы извлекут из запасников не все артефакты. Только в эфире ОНТ – неизвестный художник. Пейзаж. Китай – вопрос. 19 век тоже. Вероятно, дверца шкафа. Итого «по теме» в Национальном художественном выявлены восемь работ.
Светлана Прокопьева, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «Возможно, в каких-то других музейных собраниях эти вещи могут быть идентифицированы. Для этого нужна единая база».
Марина Казанцева, научный сотрудник Национального исторического музея Беларуси: «Это инвентарная книга Белорусского государственного музея, переписанная в 1934 году».
Ныне в Национальном историческом в наличии более 40 «романовских» реликвий: эмали, изделия из камня и стекла, единственная майолика. Вазу «Аполлон и муза» в начале 19 века купил в Италии князь Никита Дондуков-Корсаков, первый на двойной фамилии, основоположник коллекции.
Владислав Воробьёв, преподаватель истории Горецкого педагогического колледжа: «Княгиня посоветовала обвенчаться в соседнем селе Городце, где была точно такая же церковь, как и в Романово. Она благословила вот этой иконой их на брак».
История, схожая с сюжетом комедии «Паўлінка» (он, она и третий лишний) случилась в 1907 году. Даже став «ленинцами» потомки горничной Дондуковых-Корсаковых сохранили святой лик. Сегодня это то, что визуально напоминает об одной семье, соединившей в своём Романово Восток и Запад.
Подписывайтесь на нас в Telegram