Уникальная выставка машин скорой помощи в Москве: ретро-автомобили и высокие стандарты

Развитие того, что сейчас принято называть основами социальной медицинской помощи, когда многое бесплатно, началось… с выстрела

Уникальная выставка машин скорой помощи в Москве: ретро-автомобили и высокие стандарты

Скорая помощь приедет по первому звонку. А ведь раньше и этого не было. В Советском Союзе медицину к высоким стандартам «двигали» высокие пациенты. 

Это ж какое здоровье надо иметь – уверена, такой вопрос сейчас задают многие наши зрители в годах. Не буду давать плохих советов, но знаю, чтобы продлить свои годы, нужно и самому не плошать, и врачам довериться. Да, порой к медицине есть вопросы. Но отдадим должное, у нас она доступна каждому. И скорая помощь приедет по первому звонку. А ведь раньше и этого не было. В Советском Союзе медицину к высоким стандартам «двигали» высокие пациенты. 


«Закаляйся, если хочешь быть здоров. Постарайся позабыть про докторов». Строчки из известной песни, как идеал атлета и крепкого человека будущего. Мечта строителей коммунизма. Но дорога к светлому «завтра» никогда не была простой: люди все-таки болеют. Поэтому без врачей до сих пор никуда. Ведь нередко от самочувствия монарха, вождя, руководителя ЦК зависела и судьба целой страны. «Тяжела ты шапка мономаха!» – если посмотреть на среднюю продолжительность жизни российских венценосцев, фраза обретает особый смысл. Ни один из них не дожил до глубокой старости. Но рекордсмены именно те, кто привечал медиков и не боялся сам идти на риск… ради здоровья.

Развитие того, что сейчас принято называть основами социальной медицинской помощи, когда многое бесплатно, началось… с выстрела. 30 августа 1918-го на заводе Михельсона было совершено покушение на Владимира Ленина. Карету медицинской помощи было не вызвать – придворных медиков упразднили. И Ильича на его служебном «Рено» повезли не в больницу, а в Кремль – там был только зубоврачебный кабинет. Врачей собирали по всей Москве, равно, как и оборудование. Из отечественного – только явно прежне барский колокольчик, которым выздоравливающий Ленин вызывал помощников. Ортез, который поддерживал перебитую руку, кресло-коляска. Их точное происхождение неизвестно, но металл (это в те годы была редкость) – рессоры, регуляция, историки говорят, что все это заграничное. А вот эта инвалидная электроколяска – точно из Лондона. По тем временам настоящий электромобиль.

В том же 18-м был подписан декрет о создании совета врачебных коллегий. Создано Санитарное управление Кремля. Стали снова открываться больницы, аптеки, медицинские институты. Курорты были признаны лечебными местами общественного значения. Страна начала плановую борьбу с холерой и тифом, ввели обязательное прививание от оспы. Заработали санстанции. В общем, по-ленински: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!». На улицы вернулись и кареты скорой помощи – переоборудованные под перевозку пациентов трофейные автомобили. Позже их заменили собственными грузовиками. На легковушки красный крест впервые нанесли только после войны – в 46-м. Одними из первых крыло под него подставили «Победы». 

Приспосабливали под скорые «Москвичи», «Волги» и даже «Запорожцы». Но примерно узнаваемый облик неотложки появился только в 70-е. Рижская модель РАФ-977 «Латвия». Это ее модификации мы видели во многих советских фильмах. На таком РАФе, например, санитары увозили Ивана Васильевича, который менял профессию. Там, правда, сцену с выездом «скорой» создателям пришлось ускорять.

Подобными машинами пытались оснастить все городские подстанции «скорой помощи». Это было время «дорогого Леонида Ильича». За его здоровьем следил академик Чазов – гуру советского врачевания. При нем снизилась смертность (особенно детская) и выросла продолжительность жизни, он привез в Союз первые искусственные клапаны для сердца, испытывал на себе препараты для лечения инфаркта и тромбоза. Не раз вытаскивал с того света Брежнева. И даже заставил генсека бросить курить, хотя, в свое время Леонид Ильич выкуривал по несколько пачек в день. Дымил даже у стоматолога.

Как итог – несколько инфарктов. В 72-м – первый инсульт. Да и остальные члены политбюро не могли похвастаться отменным здоровьем. Конструкторы получили задание разработать новый автомобиль на базе ЗИЛа. Машина должна была сливаться с кортежем и разгоняться до 100 километров в час за 15 секунд. Так на дороги выехал правительственный санитарный автомобиль. Его прозвали «Черный доктор». 

Хотя темные костюмы не усложняли врачам задачу. «Черный доктор» вряд ли можно назвать реанимобилем. Скорее – комфортная скорая с кондиционером для членов политбюро. А их, надо сказать, на своем достаточно коротком веку этот ЗИЛ повидал немало. Дряхлело руководство, болела и страна. Спасти никого не удалось. Разваленную в годы перестройки  медицину где-то реанимируют до сих пор. Волшебной «кремлевской таблетки» не существует. Но, если бы не эти «высокие» пациенты, в том числе, многие новейшие препараты и технологии, впервые опробованные на них – так и не получили бы широкого применения. Хотя, лучше, конечно, просто не болеть. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская