Призывы к смене власти вне закона. Возбуждено уголовное дело по факту создания координационного штаба. В заявлениях оппозиции Генеральная прокуратура усмотрела публичные призывы к захвату государственной власти. Статья серьёзная. Санкции тоже.
Александр Лукашенко не единожды предостерегал оппонентов от действий в обход Конституции. К слову, по данным всё той же прокуратуры, осознавая незаконность таких призывов, часть участников успела покинуть штаб.
Выборы прошли, а призывы остались. Как только закончился подсчёт голосов одних, так сразу же зазвучали другие – Александра Лукашенко стали настойчиво призывать к диалогу, он справедливо парировал – с кем? И вот на той стороне голос Президента (пожалуй, впервые с момента выборов) услышали. Правда, телефон оказался испорченным. В стране создали, по сути, оппозиционный штаб. Но только не для диалога, а для трансфера власти, как красиво назвала это инициатор создания штаба.
Президент предупредил сначала во вторник, но совет рос. Он повторил свою позицию и в среду – создание в стране альтернативных органов, подменяющих собой власть, незаконно.
И вот тогда по ту сторону поспешили откреститься, мол, вы нас неправильно поняли! Но подождите. Пока одни говорят о необходимости провести новые выборы, другие, сидя в той же комнате, заявляют про переговоры по транзиту власти. И как вас понимать? Конечно, цель любой оппозиции – борьба за власть. Открещиваться от этого – по меньшей мере странно. Но вот методы могут быть разные. Те, что выбрала нынешняя белорусская оппозиция, по мнению Генеральной прокуратуры, вне закона.
Статья эта – «призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности». Максимальная санкция – до пяти лет лишения свободы. Серьёзней некуда.
На том же совещании в среду Александр Лукашенко в пух и прах разнёс программу так называемого оппозиционного штаба. Сказать «программа» – значит не сказать ничего. Целый пакет «реанимационных реформ». О нём могли бы и не узнать, но Google помнит всё. Если кратко, то это похоже, скорее, на план не как сделать лучше для Беларуси, а как насолить России. Выход из всех интеграционных объединений, где – цитата – доминирует Россия; пограничный и таможенный контроль на границе с соседней страной; замена российских телепрограмм на каналы Латвии, Литвы, Польши и Украины… Так и хочется спросить – а про белорусскую экономику что-нибудь будет? И всё это в срок до 21-го года. С прицелом на то, что к 30-му Беларусь сможет претендовать на членство в Евросоюзе и НАТО. Интересно, а там об этом знают? Об экономических последствиях такой программы даже думать страшно. В правительстве возможные негативные последствия анализируют.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Мы видим, что строится эта так называемая программа не в пользу чего-то, а от противного. Давайте уйдём оттуда и тогда заживём хорошо. Реалисты и те, кто понимают, как функционирует государство и экономические связи, понимают, что любой разрыв или даже охлаждение отношений, неизбежно сказывается на благосостоянии людей. Наоборот, мы настроены на то, чтобы увеличивать количество этих кооперационных связей, совместных проектов, поэтому я думаю, что этот кошмарный сон никогда не сбудется».
Вообще, тем, кто претендует на власть, думать бы лучше о том, как сохранить экономику, а не привести её в упадок. И тогда призывы к забастовкам выглядят совсем уж нелогичными. Ведь если представить, что заводы встанут, а вожделенный трансфер власти состоится, то какую экономику получит эта новая власть? Или она на самом деле никому и не нужна, а важно лишь расшатать? Вопрос, который, похоже, останется без ответа. Во всяком случае пока.
Подписывайтесь на нас в Telegram