Британия просит отсрочку, а ЕС не в силах отказать. Чем опасен затянувшийся Brexit?

Объединённую Европу сейчас, пожалуй, больше всего волнует, когда же Великобритания покинет Евросоюз. Эта тема стала главной на прошедшем на этой неделе саммите ЕС. Brexit был назначен на 29 марта, но британский парламент отклонил проект соглашения с Брюсселем в очередной раз. И Лондон был вынужден просить отсрочку. Евросоюз не смог отказать. Новый дедлайн – 22 мая.

Объединённую Европу сейчас, пожалуй, больше всего волнует, когда же Великобритания покинет Евросоюз. Эта тема стала главной на прошедшем на этой неделе саммите ЕС. Brexit был назначен на 29 марта, но британский парламент отклонил проект соглашения с Брюсселем в очередной раз. И Лондон был вынужден просить отсрочку. Евросоюз не смог отказать. Новый дедлайн – 22 мая.

И хотя решение о переносе Brexit главы стран ЕС поддержали единогласно, среди европейских политиков нерешительность Британии стала поводом для шуток. Например, министр по европейским делам при МИД Франции Натали Луазо пошутила в Twitter, что назвала своего кота Брекситом, а всё потому, что каждое утро её питомец просится выйти, а когда ему открывают дверь, категорически отказывается переступать порог. 

Пока к парадному входу прибывают лидеры стран ЕС, у стен Европейской комисии активисты разворачивают плакаты, призывая политиков заниматься чем угодно, но только не Brexit.

Кристоф Шотт, активист: «Конечно, у каждой европейской страны есть право уйти. Политики, может быть, вы дадите людям ещё один шанс проголосовать? Теперь, когда они знают условия Brexit, может быть, они решат по-другому? Мы считаем, что последнее слово должно быть за народами Великобритании и Европы».

Они утверждают, что выражают точку зрения большого количества противников Brexit и мнение тех британцев, которые не хотят выхода из единой Европы. Они убеждены, что вина за происходящее полностью лежит на политиках-болтунах, которые просто обманули избирателей.

Если смотреть на ситуацию их глазами, то надо вернуться почти на шесть лет назад. В 2013 году 75-й британский премьер Дэвид Кэмерон, лидер консерваторов, в борьбе за голоса избирателей перехватил инициативу  стремительно набирающей популярность партии «Независимости Соединённого Королевства». Её сторонники считали, что проблемы миграции, политическое подчинение Брюссселю и излишние платежи в европейский бюджет – это не то, что нужно мощному и вполне самостоятельному Лондону. И премьер пообещал: если победит, то вынесет вопрос отделения на референдум. План Кэмерона был прост: пообещать и не выйти. Он был уверен, что сторонников единой Европы в Великобритании гораздо больше. Консерваторы выиграли, и премьер назначил обещанный референдум. Его результаты стали настоящим ударом и для партии власти, и для евроскептиков. 52% – за Brexit. 

Очень скоро Кэмерон признал, что не готов вести страну по этому пути и подал в отставку. Его ещё долго будут упрекать, так как в угоду внутрипартийным интересам он создал общенациональную проблему. Но на горизонте уже появилась Тереза Мэй, которая заявила, что именно она исполнит волю народа и выведет Великобританию в самостоятельное плавание. Так в мировой политике появилось новое слово – Brexit.

Статья 50 Лиссабонского соглашения, которая даёт право любому члену ЕС выйти из объединённой Европы, просто подав заявку, применялась впервые. На практике это оказалась весьма сложной задачей. Покинуть ЕС и не порвать экономические связи, защитить права британцев, которые остаются жить в Европе, и европейцев, проживающих в Британии, решить пограничный вопрос с Ирландией, которая в ЕС остаётся. Два года ушло на переговоры с Брюсселем и подготовку самого соглашения. Его не принимают оппоненты-лейбористы, которые считают, что Британия выходит на плохих условиях: платит 50 миллиардов евро отступных, не имеет прежних торговых преимуществ, а премьер-министра больше заботит позиция Брюсселя, а не Лондона.   Парламент Британии дважды проголосовал против сделки. Накануне решающего голосования главный оппонент Мэй Джереми Корбин едет в Брюссель со своими аргументами.  

Джереми Корбин, лидер Лейбористской партии Великобритании: «Я здесь, чтобы делать то, что должен делать наш премьер-министр. Она просто отправляет тот же договор на голосование, а нужно искать решения и говорить с Европой».

Внутри Британии растёт количество сторонников нового референдума, которые уверены, что сейчас большая часть британцев проголосует против выхода. Британию накрывает политический кризис. Очевидно, что назначенный на 29 марта выход Британии из ЕС состояться не может. Очередной саммит ЕС – и Тереза Мэй едет в Брюссель просить отсрочку.

Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании«Я здесь сегодня, чтобы обсудить с другими лидерами нашу просьбу о продлении членства Соединённого Королевства в ЕС. Это даст нашему парламенту время, чтобы сделать окончательный выбор для исполнения результата референдума».  

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Несмотря на то, что мы уже приняли ряд чрезвычайных мер, мы будем работать до последнего дня, до последнего часа над тем, чтобы этот план действий на случай неупорядоченного выхода в итоге не был реализован».

Эммануэль Макрон, президент Франции: «Мы должны быть честны с собой, с нашими британскими друзьями и с народом. Во-первых, мы уже два года ведём переговоры по соглашению о выходе, его нельзя пересматривать. Во-вторых, если британцы проголосуют против, мы пойдём на сделку без соглашения, мы все это знаем. Нам придётся это сделать». 

Себастьян Курц, федеральный канцлер Австрии: «Отсрочка не исключает выхода без сделки, но не решает всех наших проблем. Это может быть последний шанс предотвратить жёсткий Brexit, и мы должны этот шанс использовать».

Выход без соглашения – это обвал рынков и общеевропейский кризис, убеждены эксперты. Это понимают лидеры ЕС, и дают Лондону последний шанс найти компромисс. 22 мая – дата выхода, если третье голосование в Палате общин пройдёт успешно, а сделку примут, 12 апреля – если сделки не будет. Тогда возможны выход без соглашения, вообще отказ от выхода или запрос более длительной отсрочки. Перенос Brexit совсем не устраивает европолитиков. Немец Манфред Вебер, лидер Европейской народной партии в Европарламенте, которому пророчат пост главы Еврокомисии, напоминает, что в мае Европу ждут выборы в Европарламент. Будет ли Британия в них участвовать, если собирается покидать ЕС? Этой коллизии надо избежать.

Манфред Вебер, лидер Европейской народной партии: «Конечно, нам нужна ясность. Мы хотим чётко понимать, как поведут себя наши британские друзья. Впереди общеевропейские парламентские выборы. Для Европы это важное политическое событие. Выход Британии из ЕС – это их решение, а не наше. И мы хотим, что бы у нас было как можно меньше проблем». 

Ксавье Беттель, премьер-министр Люксембурга: «Речь идёт о том, чтобы дать шанс и оставить мадам Мэй возможность найти выход в оставшееся время. Если я правильно понял, её сейчас здесь нет. Она написала мне сегодня утром, что уже уезжает в Лондон, чтобы поработать и убедить оппонентов».

На общем фото Терезы Мэй уже не было. Она улетела в Лондон убеждать оппонентов поддержать сделку, напоминая, что европейские лидеры дали чётко понять – больше никаких компромиссов. Кто заварил эту кашу, тому её и расхлёбывать.

Со сделкой или без сделки. С жёстким выходом или с более мягкими последствиями. Очевидно, что при всей ясности по срокам процесс может затянуться, а значит, главной проблемой в этом важнейшем для всего европейского континента вопросе остаётся  неопределённость.

Подписывайтесь на нас в Telegram