В Беларуси готовят изменения в указ, регламентирующий агроэкотуризм. Его не считают предпринимательством, а потому облагают всего одним налогом. Базовая величина за год – на таких условиях грех не вести агробизнес. Но возрождение деревенского уклада стало удобным прикрытием для организаторов банкетов и свадеб в коттеджах, мало похожих на сельские дома.
«Яблоко “Путинка”, фасолевый суп, драники, холодец, пища из печи – это то, что я ела в детстве. Баня ваша, доброта и простота, песни – это то, чего так не хватает нам, белорусам, живущим за рубежом».
Отзывы так греют душу – особенно в холодный сезон. Сейчас гостевой дом в деревне Михайлов Славгородского района пустует. И такое туристическое затишье может растянуться на пару месяцев. Людмила хозяйничает не только в собственной агроусадьбе, но и сельском клубе и точно знает, как удивить гостей. И всё же сверхприбыли любимое дело не приносит. Одна из изюминок усадьбы – свадьбы по традиционным мотивам. Чего скрывать – это и одна из прибыльных статей.
Людмила Чеботарь, хозяйка агроусадьбы: «Если, например, люди хотят сделать свадьбу в белорусских традициях, как мы можем отказать побыть в нашей агроусадьбе? В костюмах выйдем, споём им белорусские песни, покажем белорусский обряд “заручины”».
По словам хозяйки, большие компании – редкие гости в дальних краях. А в скором времени и сама Людмила им будет не рада. Возможны изменения в указе, регламентирующем деятельность агроэкоусадеб. Сам по себе указ десятилетней давности – проще некуда. Агроэкотуризм – не предпринимательство и вправе заниматься им те, кто живут на селе и имеют подсобное хозяйство. Условия оказались слагаемыми успеха. За десять лет количество усадеб выросло в 66 раз. Сейчас их 2 263. Но под эгидой возрождения села разрастаться стали и коттеджи, работающие по принципу гостиницы и ресторана. Отметить свадьбу, закатить банкет, а если надо – проводить в последний путь.
Вот пример – агроусадьба, но явно не похожая на домик в деревне. Хозяин за кадром признаётся: одних работников – 15 человек. Но всё по закону. А здесь – сразу несколько усадеб и все вблизи заводов. Хоть частный сектор и можно отнести к сельской местности. Да и усадьба «Дом у дороги» вполне отвечает названию – правда, дорога эта – городская трасса. В прошлом году усадьба приняла 1 800 человек. И вряд ли те приезжали отдохнуть от городской суеты.
Вадим Брежезинский, заместитель начальника управления спорта и туризма Могилёвского облисполкома: «Фактически это альтернатива ресторанного бизнеса – свадьбы, корпоративы – всё это связано с этим видом услуг. Это, на мой взгляд, должно подчиняться другому налогообложению».
Стол накроют – спать уложат. Дорого. Вот чиновники и заявляют: не надо путать традиции сельской жизни с застольными.
Елена Перминова, директор департамента по туризму министерства спорта и туризма Беларуси: «Необходимость внесений изменений назрела – это все понимают. Мы стремимся к качеству, а не к количеству агроусадеб. Пусть их лучше будет меньше, но они будут правильными агроэкоусадьбами, а не предпринимательская деятельность под прикрытием агроэкотуризма».
Говорят, таких дельцов – в пределах десяти процентов от общего количества усадеб. Как отделить зёрна от плевел и тех, кто вкладывает душу, от тех, кто просто зарабатывает деньги? За эталон агроусадьбы предлагают взять один дом максимум с десятью комнатами, остановиться в которых могут не больше 20 человек. Правда, речь не идёт об экскурсионных турах или проведении событийных туристических мероприятий. Если всё же ближе пир горой – дорога в налоговую. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица даёт больше возможностей, но и спрашивает больше налогов. Ведь спрос с агроусадьбы – минимален.
Михаил Рассолько, начальник главного управления налогообложения физических лиц министерства по налогам и сборам Беларуси: «Это одна базовая величина. И проект указа не предусматривает увеличения размера ставки этого сбора. Вопрос в том, чтобы разграничить деятельность агроэкотуризма и предпринимательскую».
Но те самые предприимчивые люди говорят: это ставит под удар семейный бизнес. Вот полным ходом идёт строительство нового банкетного зала. Владелец оставил работу, семья взяла кредиты. Беседки, домики, баню всегда сдавали большим компаниям. Ведь время на заработок ограничено тёплым сезоном.
Михаил Фригин, хозяин агроусадьбы: «Только от большого количества людей мы можем заработать. Если возможности этой принимать не будет, то нам нечем будет выплачивать кредит. Получается, нам дали одно обещание – льготные кредиты, а сейчас забирать будут? Какое это развитие?»
Словом, где постоялый двор, где настоящая агроусадьба – общественность обсуждает месяц. На единодушие пока похоже слабо. Хозяева истинно сельских агроусадеб вроде и не против разграничений – трудиться куда за меньшие деньги нежели те, кто просто сдаёт дома и закатывает банкеты – обидно. Но силён страх, что всех – под одну гребёнку.
Светлана Маханькова, хозяйка агроэкоусадьбы: «Конечно, обидно, но каждый зарабатывает как может. То, что мы получаем от ночлегов, не хватает на развитие усадьбы. Хочется для туристов и спортивный инвентарь, и культурно-массовую программу. Мы за год провели пять свадеб, но эти свадьбы отличаются от тех, которые проводят в ресторанах».
Несмотря на все дискуссии, проект указа сейчас на рассмотрении правительства. Но в чём сходятся, пожалуй, все – не наломать бы дров. Ведь Беларусь стала лучшей страной для агротуризма в рейтинге National Geographic Traveler. Италия и Франция, Россия и Грузия – позади. К слову, во всех этих странах условия для агроэкотуризма куда жёстче, чем в Беларуси.
Подписывайтесь на нас в Telegram