День, когда мир стал другим. 33 года назад на Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который до сих пор называют крупнейшей катастрофой за всю историю атомной энергетики. Несмотря на то, что авария произошла на территории Украины, более 70% радионуклидов осели на белорусских землях. Люди покидали свои дома навсегда, с карты страны исчезали целые населённые пункты. 33 года спустя многое изменилось. В районах, которые когда-то массово эвакуировали, уровень радиации снизился в десятки раз. Эти территории возрождают и развивают. В этом году зону отчуждения с белорусской стороны даже открыли для экскурсий. Но то, что происходило в первые месяцы после трагедии в 1986 году, многие до сих пор помнят по минутам...
В его бригаде было 25 человек, в Славгороде они строили жилые дома. О взрыве в Чернобыле узнали только неделю спустя, тогда же приехали и люди с дозиметрами. С того момента жизнь измеряли в беккерелях и кюри. Команде Николая поставили задачу – срочно построить могильник. Пока они работали, туда свозили всё, что было пропитано радиацией. Кто мог, уезжал как можно дальше от этих мест. Добрянка, Старинка, Клины и еще 23 деревни, которые радиация стёрла с карты Беларуси. Теперь они в гранитных плитах и памятной аллее на мемориале в Славгороде.
Здесь говорят о каждом, кто не увидел, как сегодня на эти земли возвращается жизнь. Минуты молчания и памятные митинги проходят практически по всей стране. Во всех странах, жителей которых коснулась трагедия, вспоминают день, который изменил жизнь миллионов людей.
На следующий день он уже был в 30-километровой зоне отчуждения. Пять месяцев ликвидировал последствия взрыва. Обрабатывали территорию возле самого реактора, помогали выезжать оттуда, где оставаться было нельзя...
Николай Вербицкий, ликвидатор последствий на Чернобыльской АЭС: «Было страшно. Нас призвала Родина, мы защищали людей. Многие оставались там жители, бабушки, дедушки, говорили у нас здесь Родина, мы хотим здесь остаться».
Несколько лет назад Николай перенёс операцию на сердце, каждый год из жизни уходят его товарищи. Но 26-го апреля он обязательно приходит к памятнику воинам-ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС пожать руку и обнять тех, кто видел всё своими глазами и вспомнить тех, кого уже нет…
На протяжении двадцати лет Клаудио Фальконе не пропускает ни одного памятного митинга в Ветке. Город находится в одном из самых пострадавших районов Гомельской области. После взрыва отсюда уехали больше 20 тысяч человек. Организация Клаудио занимается оздоровлением детей из чернобыльской зоны – на лечение в Италию съездили уже около тысячи ветковских школьников. И программа продолжает работать – сейчас формируются новые группы.
Клаудио Фальконе, президент организации «26 апреля. Проект Чернобыль» (Милан, Италия): «Почему я этим занимаюсь и почему приезжаю? Потому что не могу остаться в стороне. Навсегда запомнил 26 апреля 1986 года. Когда нам сообщили о трагедии, мы с друзьями вышли на центральную площадь Милана и стали всем рассказывать, что произошло. Скоро мы узнали, какому количеству людей нужна помощь! Я решил помогать детям»
В Беларуси работает государственная программа, которая включает в себя многое: от оздоровления людей и до возрождения территорий. Белорусскую сторону зоны отчуждения в этом году открыли для экскурсий. Конечно, эти земли не называют полностью безопасными, но если следовать за экскурсоводом – то степень полученной радиации можно будет сравнить с обычным авиаперелётом. Землю, поражённую радиацией в 1986 году, сегодня уже используют в экономике. Например, указ Президента «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области» поддерживает тех, кто решил организовать здесь новое производство. Сюда возвращается жизнь.
Леонид Заяц, Председатель Могилёвского Облисполкома: «Возведено по Могилевской области более 130 объектов социального значения. Подан газ в населенные пункты. Построено огромное количество жилья: только за текущий год 52 млн рублей вкладывается в государственную программу по Чернобыльской линии».
Сегодня на встречах ликвидаторов и тех, кто вынужден был покинуть родную землю много говорили о том, что в апреле 1986 года тоже было тепло и солнечно. Люди строили планы на день, предстоящее лето и всю жизнь, которая так сильно изменилась после взрыва ночью в 1:24. Только сегодня каждому из них хочется верить, что чернобыльская молитва услышана, выводы сделаны, а пережить боль помогает надежда, что человечество будет жить только с мирным атомом.
Подписывайтесь на нас в Telegram