Возвращаясь к теме шопинга. Что нужно изменить отечественной торговле, чтобы покупки в белорусских торговых центрах, моллах и бутиках были не только патриотичными, но и финансово выгодными?

Возвращаясь к теме шопинга. Что нужно изменить отечественной торговле, чтобы покупки в белорусских торговых центрах, моллах и бутиках были не только патриотичными, но и финансово выгодными?

Все покупки в этой семье в прямом смысле берут на карандаш – чтобы распределить семейный бюджет с умом. И каждый месяц с этим списком кто-то из семьи отправляется за самым необходимым в польское приграничье. Нехитрая арифметика давно показала: закупаться – здесь даже этот глагол произносят на польский манер – пока выгоднее за рубежом.

И когда выездной шопинг становится привычным делом, не стыдно сказать: экономить можно на всём. Даже на продуктах. На покупках «покрупнее» разница в цене доходит до миллиона рублей. Может, и не очень патриотично. Зато экономично. Но ведь здесь важно не просчитаться, а потому, когда цифры на ценниках говорят в пользу белорусских товаров, супруги не снимают со счетов и отечественный рынок.

Правда, из последней поездки супруги приехали с пустыми пакетами. Курсовые колебания злотого в Польше практически снивелировали ценовую разницу. Сегодня стоимость товаров по обе стороны границы стала как никогда близкой. И новый телевизор семья покупала, уже не утруждая себя длительными поездками.

Елена Слободенюк: «При поездке за границу всё равно есть ещё дополнительные расходы по страховке – надо открыть “Зелёную Карту”, естественно, тратишь на бензин, но с учётом даже этого до недавнего времени было выгодно туда ездить».

И разве можно кого-то обвинять, что живут копейка к копеечке? Скупой, конечно, платит дважды: сначала чтобы открыть визу и уехать за границу, а потом в самих заграничных магазинах, но ведь неспроста в Беларуси стало устойчивым выражение «поехать на закупы». Жить в самом центре Европы, безусловно, выгодно. Но тем больше – чем ближе к Польше. А ещё Вильнюс и Варшава с Белостоком – самые популярные у белорусов города для шопинга. Небольшое расстояние – а от приграничных городов вообще рукой подать – делают «закупы» чаще, больше… и больнее – для белорусской экономики. В год белорусы оставляют в казне ближайших соседей по разным оценкам до миллиарда долларов.

Долгое время сами белорусы говорили: да у нас не из чего выбирать! Ну что, мол, может сравниться с вильнюсским «Акрополисом», где больше 300 магазинов под одной крышей. Девелоперы сочли критику объективной и стали искать контакты напрямую со всемирно известными производителями, чтобы узнать, а чего им в Беларуси не хватает.

То есть реальный интерес к белорусскому рынку у мировых брендов проснулся буквально год-два назад. А дальше, в общем-то, закрутилось: само строительство крупных торговых центров подталкивает искать арендаторов. Так, в 2014 году под аренду ввели 130 тысяч квадратных метров – это небывалая цифра.

И хотя назвать Минск раем для шопоголиков едва ли возможно, но по количеству торговых «квадратов» город уже сравнялся с европейскими модными столицами и даже опередил Киев, Рим, Лондон и Барселону. В Минске на тысячу жителей приходится 500 квадратных метров торговых площадей. Это, конечно, далеко от Парижа, Праги и Варшавы, но и Москва, как известно, не сразу строилась. Переломным для шопинга в Беларуси, по мнению экспертов, должен стать именно 2015 год. Таких грандиозных планов по открытию новых торговых центров не было ещё никогда.

В этом году под аренду построят 370 тысяч «квадратов». Ввести собираются 12 крупных торговых центров. И специалисты уверены: чтобы не выглядеть бледно, застройщикам придётся «крутиться».

Андрей Алешкин, директор брокерской компании: «Минск не такой большой город, как Москва или Лондон… Тем более, что они примерно одинаковой площади будут и с примерно одним набором арендаторов, чтобы им отличаться – нужно сейчас что-то такое привлечь в страну, чтобы ни у кого другого не было, подписать эксклюзивный контакт».

То есть именно от этого года многого ждут. Но с другой стороны, он же таит в себе и опасность.

Александр Великий, ведущий специалист по управлению проектами: «Ассортимент белорусских магазинов постепенно догоняет то, что есть в Вильнюсе и Польше. Вопрос цен, к сожалению, очень сильно влияет: не только политика операторов, но и валютный курс. Если европейский производитель, то у него отпускная цена в евро, если он продаёт товар в Вильнюсе, то сейчас уже продаёт за евро. А если он его продаёт в Беларуси, то даже если не говорить о таможенной пошлине, то всё равно этот валютный риск он вынужден учитывать. Бывают стабильные периоды, когда этот риск сводится до пары процентов, и такие времена, которые мы имеем сейчас, когда производители вынуждены его доводить до 30-40%».

Чтобы именно сейчас продавцы, что называется, не наглели в погоне за прибылью, к ценообразованию – особое внимание. И практика проверок – а Минторг настаивает, что больше их не стало – показывает: те, кто накануне нового года взвинтили цены, сейчас переписывают ценники обратно.

Кирилл Слабко, заместитель начальника торговой инспекции Министерства торговли: «С момента подписания указа Министерством торговли приостановлена деятельность 48 торговых объектов, при этом только 7 из них были приостановлены потому, что были выявлены факты нарушения цен. То есть говорить о том, что это системные нарушения, мы не возьмёмся».

11 января приостановлена работа сразу восьми магазинов одной сети. Строительными материалами там торговали с завышением розничных цен в среднем на 40%. На откат цен назад Минторг отвёл 10 дней.

Но когда речь заходит о высоких ценах, уместен ли торг? Шопинг за границей славится не только демократичными ценниками, но и щедрыми распродажами. В Беларуси же скидки куда скромнее. «Минус 70%» и «минус 90%» мало где увидишь. Причина, по мнению экспертов, в том, что рынок Беларуси охвачен в основным посредниками, а не товаропроизводителями.

Андрей Алешкин, директор брокерской компании: «Это отсутствие прямых брендов в Беларуси. У нас в основном рынок франчизи, соответственно прямой бренд видит и приспосабливается к ситуации, он может свою скидочную программу запускать. Франчизи, конечно, иногда и хитрит, чтобы большую прибыль себе получить. Всё это будет меняться с приходом прямых игроков, которые могут посмотреть на ситуацию и снизить цены до 70%, до 90%. А франчизи себе этого не позволит – он хочет зарабатывать, потому что ему нужно коллекцию покупать и где-то деньги брать».

Как понять, зашли в магазин производителя или посредника? На вешалках прямого бренда зимой не будут висеть летние вещи. Уже в январе он потихоньку завозит весеннюю коллекцию, но распродавать остатки прошлого сезона себе не позволит. Для этого существуют отдельные магазины – так называемые стоки и аутлеты. Их принцип прост: минимальные цены на залежалый товар. К слову, только сейчас в Минске строят первый большой дисконт-центр. Низкие цены там обещают за счёт сочетания двух форматов.

Почему подобное не развивалось у нас раньше? – вопрос только отчасти риторический. Долю ответственности за этот торговый перекос, видимо, должны взять на себя структуры, отвечающие за развитие внутреннего потребительского рынка. Мириться дальше с утечкой миллиардов за рубеж не просто непатриотично, а даже преступно. На юридическом языке это называется «упущенная выгода». Только в государственном масштабе. И вот, наконец-то, лёд тронулся. Открытие дисконт-центра намечено на конец марта. И это один из «звоночков»: девелоперы ищут новые варианты входа на рынок. Но может ли составить серьёзную конкуренцию моллам государственная торговля? Ещё недавно любители шопинга над этим откровенно посмеивались, но предновогодний бум как будто всех уравнял. На скидки наложилось колебание валют, желание запастись телевизорами впрок – и обороты госторговли выросли в 3-4 раза.

Павел Ельканович, начальник отдела организации торговли государственного универмага: «Максимальный процент скидки, которую мы предоставляли в декабре покупателям, – 18%. Размер скидки может быть и больше, если в этой скидке, кроме розничного торгового предприятия, принимает участие активное предприятие промышленности… В декабре мы провели три единых дня скидок. Более 600 предприятий откликнулись и помогли нам провести эти дни».

Правда, с каждым из шести сотен производителей магазин вёл непростые переговоры, и это только половина от общего числа поставщиков. Несмотря на такую несговорчивость, на нехватку покупателей здесь не жалуются. Оборудование, установленное на входных дверях, насчитывает по 15-20 тысяч посетителей в день. Технике, конечно, можно и не верить. Но люди, которые «за» патриотичные покупки внутри страны, безусловно, есть. А если уж и поставить вопрос патриотичности шопинга по-белорусски ребром, то и здесь торговле, наконец, есть что предложить.

Носить на себе знаковые для древних белорусов символы – идея, которая пришла группе друзей летом. А сейчас количество проданных «вышимаек» перевалило за пять тысяч. Они не только придумали уникальный продукт, сами же его раскрутили. Пиар-ход прост: сначала раздавать бесплатно, затем – продавать за умеренные деньги. И сердца белорусов растаяли.

Так, возможно, и всему шопингу в Беларуси нужен некий глобальный пиар. Ведь одеваться красиво и кушать хорошо белорусы, судя по чекам, любят. Скорее всего, именно прямые игроки – солидные бренды, международные производители – при помощи конкуренции научат белорусский рынок работать правильно. Вовремя сделать скидки, вовремя выставить новый товар. Когда это произойдёт? В лучшем случае потеплеть должно уже в грядущем сезоне. В худшем: шопинг в Беларуси так и будет оставаться невыгодно-патриотичным ещё несколько сезонов. А до тех пор будут продолжаться поездки «на закупы».


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram