​Александр Злобин на примере белорусско-китайского сотрудничества расскажет о перспективах глобальной инициативы «Один пояс и один путь».

Александр Злобин на примере белорусско-китайского сотрудничества расскажет о перспективах глобальной инициативы «Один пояс и один путь».

Где есть бизнес и торговля – война не нужна. Так кратко можно определить идеологию глобальной китайской инициативы «Один пояс и один путь». Её цель – укрепление связей между странами Евразии через торговлю и совместные проекты. Средства – улучшение инфраструктуры, строительство дорог, мостов, снятие барьеров и выработка единых правил передвижения товаров. В этом процессе Китай готов взять на себя роль локомотива, спонсора и координатора. На саммите в Пекине представители 130 стран подвели первые итоги работы проекта, авторство которого принадлежит Си Цзиньпину.

Шёлковый путь – это, прежде всего, транспортные коридоры. Основных маршрутов три: морской, евразийский сухопутный и предложенный Россией. Последние два пересекают Беларусь, которая получает доступ к участию в этом проекте. А это новые технологии, предприятия, рабочие места.

Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси: «Это инициатива на три триллиона долларов на ближайшие десятилетия. Ни одна другая страна (ни Германия, ни США) не предложила подобных инициатив. Это инфраструктурные вложения для стран-участниц… Примеры инфраструктуры: это поезда, которые идут на скорости 300 километров в час, это современные аэропорты, это громадный пассажирский поток, это шоссе в идеальном состоянии. Это объекты HI-класса. Это то, что необходимо стране в центре Европы, которая не имеет выхода к морю».

Масштаб проекта впечатляет: на территории, через которую пройдут пути, проживает 63 процента населения планеты, к инициативе уже присоединились более ста стран и организаций, в экономики государств-участников Китай с 2013 года, когда о пути впервые заговорили, инвестировал более 50 миллиардов долларов. И Беларусь здесь среди привилегированных партнёров.

В главном совместном проекте Беларуси и Китая – индустриальном парке «Великий камень» – активно возводится инфраструктура, привлекаются новые резиденты – только на уходящей неделе появились четыре новых. Запуск первых производств и центров научных разработок – дело ближайшего будущего. Но у стран немало действующих примеров.

Энергетика – магистральное направление партнёрства. В модернизацию отрасли вложено почти 2 миллиарда кредитных ресурсов Китая. В итоге мощнее стали минские вторая и пятая ТЭЦ, Берёзовская и Лукомльская ГРЭС, в Новогрудском районе заработал ветропарк. 323 миллиона долларов – стоимость проекта по строительству сети линий электропередачи от Белорусской АЭС, 186 миллионов – цена новой гидроэлектростанции на Западной Двине.

Витебская ГЭС станет самой мощной в стране. 40 мегаватт достаточно, чтобы обеспечить электричеством весь Витебский район. Сейчас идёт испытание оборудования: три дня подряд турбины станции работали на максимальных оборотах. Запуск – в июле.

Юрий Митьковец, заместитель генерального директора предприятия «Витебскэнерго»: «По расчётам себестоимость одного киловатт-часа вырабатываемой энергии должна составить 4,5 цента. Это гораздо ниже (почти в два раза), чем вырабатывается сейчас на тепловых электростанциях на закупаемом сырье из России».

Обновление цементной отрасли – ещё один результат сотрудничества Беларуси и Китая. Новая линия на заводе в Костюковичах обошлась в 400 миллионов долларов, 150 из них – кредит китайского банка. В Кричеве новое производство построили с нуля за полмиллиарда долларов, 40 процентов которых также кредит восточного партнёра. Модернизация велась не только ради увеличения мощностей. Снижение себестоимости продукции, без преувеличения, стало делом сохранения отрасли.

Виктор Сидоренко, заместитель генерального директора Белорусской цементной компании: «Ввод данных линий позволил прежде всего снизить затраты на природный газ и использовать каменный уголь, что позволило в сравнении с 2012 годом снизить себестоимость продукции с 83 долларов до 36 в 2016 году».

В Могилёве представили первый белорусско-китайский автокран грузоподъёмностью 25 тонн: шасси МАЗа, навесное оборудование китайской корпорации «Зумлион», которая сегодня занимает лидирующие позиции в тяжёлом машиностроении. Помимо автокранов совместное предприятие будет выпускать различные модели автобетононасосов и коммунальных машин.

Юрий Пивоваров, директор предприятия «Зумлион-МАЗ»: «Китайская Республика открыта для инноваций, они готовы делиться с нами технологиями, они вкладывают инвестиции в нашу страну. Сегодня это самое перспективное сотрудничество с точки зрения государства и реального сектора экономики».

Официальной презентации этих машин ещё не было. И это первое появление на экране новых кроссоверов «Джили» белорусской сборки. Условие производителя – автомобили снимать издали, без особых деталей. Завод-автомат «БелДжи», который за несколько лет вырос между Жодино и Борисовом, полностью укомплектован. Конвейер проходит финальную наладку.

Завод «БелДжи» обладает многими ключевыми чертами межгосударственных отношений. Масштаб: предприятие будет выпускать 60 тысяч автомобилей в год. Акцент делается на современные технологии: автомобили будут собирать по полному циклу: сварка, покраска, сборка, испытания – китайские партнёры обещают внедрить в том числе и передовой опыт «Вольво», легковое подразделение шведского концерна принадлежит компании «Джили». Если ситуация на рынке будет благоприятной, предусмотрена возможность удвоить мощности завода до 120 тысяч маши в год – инфраструктура создаётся именно с учётом такого сценария.

Чен Вэнань, заместитель директора по производству предприятия «Белджи»: «Все узлы, детали и компоненты наших автомобилей соответствуют международным стандартам. Они высокого качества. По программному обеспечению было отставание. Но с покупкой “Вольво” мы подтянули и этот компонент. Мы значительно улучшили начинку наших машин».

Китай выделит миллиард долларов для модернизации белорусской нефтепереработки – это одна из новостей, которые приходили из Пекина во время визита Президента Беларуси в Китай. Партнёра, готового вложить миллиард, нашли аграрии.

Алексей Богданов, начальник главного управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «“Дэрикс” (это очень крупная компания в Китае) планирует инвестировать в покупку акций наших перерабатывающих предприятий и вкладывать деньги в модернизацию производств. Также они намерены развивать сырьевую зону. То есть планируется постройка молочно-товарных комплексов, чтобы больше произвести сырого молока. Компания гарантирует, что эти инвестиции будут прямыми. Это не кредиты, которые необходимо потом возвращать. Это прямые инвестиции. И весь товар потом будет вывозиться в Китай. Нам это выгодно, мы развиваем диверсификацию, в том числе наращиваем сырьевую базу».

Построить шесть молочно-товарных комплексов на две тысячи коров каждый – в Витебской области аграрное сотрудничество с Китаем имеет наиболее чёткие контуры. По документам сумма инвестиций в регион оценивается в 200 миллионов долларов.

Владимир Машеро, первый заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома: «Мы посмотрели китайский опыт и китайские инвестиции, договор о намерении подписывали, конечно. Такие фермы у них будущее, это фабрика по производству молока».

Льноволокно, солод, крахмал, но на первом месте «молочка»: в прошлом году переработчики поставили в Китай продукцию почти на 15 миллионов долларов. После сертификации на рынок в полтора миллиарда человек вошли 34 молочных завода, ещё три на подходе. Кроме того, в ближайшее время на столах китайских семей появятся мясные деликатесы из Беларуси.

Александр Субботин, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «Оказалось, что именно по говядине цена на Китай интересна для производителей. Поэтому из 6 предприятий за 7 месяцев количество желающих поставлять продукцию выросло до 21».

Рассмотрев в Китае потенциал сначала регионального, а затем и глобального лидера, Беларусь одной из первых поддержала важную для КНР инициативу «Один пояс и один путь». Партнёры оценили такую последовательность и надёжность, сделав ставку на Минск как важный центр будущего маршрута. «Жемчужина Шёлкового пути» – это не просто яркая метафора, это реклама для инвесторов: если доверяет государство, значит, и бизнес может быть спокоен за сохранность своих вложений и получение прибыли. Для Беларуси китайские инвестиции, как хорошее топливо: разогревают экономику, ускоряя её движение.

Подписывайтесь на нас в Telegram