Точно войдет в историю: запуск БелАЭС и открытие третьей линии метро. Что еще открыли к 7 ноября?

Точно войдет в историю: запуск БелАЭС и открытие третьей линии метро. Что еще открыли к 7 ноября?

Островец. Белорусская АЭС. Пуск первого энергоблока! Масштаб этого события сложно переоценить. Его можно сравнить разве что с запуском собственного спутника. В свое время Беларусь вошла в элитный клуб космических держав, а сейчас в числе тех, кто насыщает свою энергосистему электричеством собственной станции. Сегодня в мире три десятка стран используют энергию атома, в том числе и сильнейшие экономики: США, Китай, Россия, Франция, Япония.


Сегодня это самый дешевый и экологичный способ получения энергия. Знаете, сколько вредных выбросов от АЭС, если сравнивать с угольными и газовыми электростанциями? Нисколько! Вопрос безопасности? Это приоритет. И с этим у нас всё в порядке! Многочисленные миссии МАГАТЭ работали в Островце на всех этапах. Заключение: Белорусская АЭС полностью соответствует всем международным требованиям и стандартам.  

Ну а то, что кому-то не нравится, и прежде всего нашим ближайшим соседям – Литве и Польше, то это уже вопрос конкуренции и зависти, если уж говорить о литовцах. 

Ведь свою «Игналинку» под давлением Евросоюза они закрыли, это было жестким условием вступления Литвы в ЕС. Вильнюс его выполнил и теперь покупает дорогую энергию у европейских партнеров, например у Швеции. А та продает едва ли не по самому высокому тарифу, понимая, что Литва никуда не денется – собственных источников энергии у неё нет. 

И вот в чем ещё ирония. Вильнюс, истерящий по поводу близости к границе Белорусской АЭС, скоро может получить «под боком» еще одну атомную электростанцию – польскую.  

Варшава грезит этим проектом и в октябре уже заключила с США соглашение в сфере ядерной энергетики. От Литвы – ни слова возмущения. Ведь киловатты от американского энергоблока по умолчанию «правильные». 

Так что дело тут не в АЭС вовсе. А в политике и политиках, которые зачастую переходят границы дозволенного. И накануне на открытии электростанции в Островце Президент эти границы соседям ещё раз обозначил. 

И вот ещё информация к размышлению. На настойчивые приглашения Беларуси приехать и убедиться в безопасности нашей АЭС и даже привезти своих экспертов, никто из литовских критиков и противников нашей станции не отреагировал. А стоило бы и на станцию посмотреть, и на Островец. И сравнить со своим умирающим городом атомщиков Висагинасом, который литовские политики сами лишили будущего. 

А для белорусского Островца оно уже наступило. Из провинциального поселка, о существовании которого за пределами региона многие даже не знали, он превратился в современный, красивый и очень перспективный город. 

Владимир Горин, начальник учебно-тренировочного центра Белорусской атомной электростанции: «Мы все привыкли, что, придя домой, нажимая на клавишу выключателя, зажигается свет. Это электричество вырабатывается на станциях. Мы имеем собственную станцию. Мы влились в это сообщество атомных энергетиков. Это все повышает значимость страны». 

Михаил Михадюк, заместитель министра энергетики Беларуси: «Глава государства нам сразу сказал найти самый лучший в мире проект! И мы провели переговоры, я лично во всех участвовал, со всеми компаниями, которые предлагали в то время свои проекты атомных станций. Мы сразу решили, что это должен быть самый современный проект, поколения 3+, не у всех они тогда были. И жизнь показала: сегодня смотрите, в Европе берут российские проекты: Венгрия, Турция. Финляндия, где самый строгий регулятор в мире. И она приняла этот проект».

С момента закладки капсулы на площадке строительства АЭС прошло восемь лет. Это кадры из фильма, который телеканал ОНТ снимал незадолго до её официального открытия – в День Великого Октября – и символизм в этом случае оправдан. 

Несколько дней до этого исторического момента станция работала на низкой мощности первого энергоблока. Но именно теперь можно говорить с уверенностью: у белорусов появилась своя атомная электростанция. Беларусь стала ядерной державой, для небольшой страны это огромное достижение. Особенно учитывая, что этот путь мы прошли сами в своей суверенной истории. 

Это заслуга всех причастных, но всё же инициатором, а потом и главным куратором этой стройки века был Президент. Хотя АЭС такой объект, что и после запуска внимание к нему повышенное. Министр энергетики, как и глава «Росатома», вчера долго отвечали на вопросы Президента. И по тому, как глубоко Александр Лукашенко погружён в тему, понятно, что предложение создать дочернюю компанию и даже построить ещё одну АЭС в Беларуси, не возникло спонтанно. 

Вместе со станцией рос и развивался Островец. Из посёлка он стал городом, и каким! Здесь ширятся новые микрорайоны (в этих домах атомщикам и их семьям предоставляют арендное жильё), строят сады, школы, охотно открывают заведения для отдыха – всё потому, что город молодой не только по своему возрасту, ещё по возрасту своих жителей. И дальше, когда здесь появятся энергоёмкие производства, это обеспечит новый приток специалистов и инвестиций. Впрочем, местные жители уже сейчас не узнают родные места.

На вопрос, а не страшно жить рядом со станцией, уверено отвечают: наша самая безопасная в мире. И это действительно так. На одном из последних форумов МАГАТЭ Беларусь звучала как одна из самых успешных стран-новичков в реализации ядерной программы. Ввод в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции – это важный вклад в мировую ядерную промышленность. Такую оценку запуску АЭС под Островцом даёт Всемирная ядерная ассоциация. Вслед за Беларусью новые атомные электростанции вскоре появятся в Бангладеш и Турции. А в Египте и Узбекистане АЭС в стадии проектирования. Там в качестве примера безопасности и эффективности изучают именно белорусский проект.

Сами атомщики и их семьи, живущие в Островце, готовы часами убеждать случайных скептиков, зачем Беларуси АЭС. Ведь это и экология (не загрязняет среду, как, например, уголь, и не истощает недра), и экономика. Оценить и специальные тарифы на электроэнергию, и заманчивые условия для развития электротранспорта многим еще предстоит. И, наконец, это независимость. От тех, у кого труба или вентиль. 

Конечно, такое масштабное событие, как запуск собственной АЭС, способно затмить все другие открытия. Но и они не прошли незамеченными. Это, конечно, не стройка века, но вот уж пять лет минчане ждали такого подарка – третья ветка метрополитена. Сразу четыре станции.   

За 15 минут из одного конца города в другой – в начале 1980-х, когда только заработало минское метро, это стало действительно прорывом. Но воспользоваться им могли далеко не все. Ведь изначально станций было всего восемь. Сегодня – 33. В планах охватить подземной инфраструктурой весь город. Ведь метро – это самый комфортный, экологичный и быстрый вид транспорта. А на новой, третьей ветке пассажиры даже не ощутят привычный гул поездов. Движение локомотивов стало мягким и практически бесшумным.

Столичная подземка ощутимо разгружает наземный трафик. Только представьте: каждый день метро перевозит в среднем 700 тысяч пассажиров. Это треть от всего пассажиропотока. То есть в сухом остатке самый популярный транспорт именно метро. Для государства это недёшево, на возведение новых станций иногда уходило до трети городского бюджета. Зелёная ветка на этом этапе обошлась в миллиард рублей. Но чтобы ответить на вопрос, кому это нужно, достаточно просто спуститься в подземку – и в выходной день вагоны здесь не пустуют. 

И под землёй ведь время не остановилось, технологии позволяют сейчас прокладывать метро куда быстрее. Эти тоннели пробурила «Алеся» – такое нежное имя дали брутальной машине, а с ней, глядишь, и четвёртая ветка не за горами. 

Кстати, и транспорт этот неровня предшественникам. На новой ветке курсируют белорусские локомотивы «Штадлер». Вагоны в них сквозные, есть кондиционеры и розетки для зарядки. А ещё на новом маршруте рельсы от перрона отделяют защитные ограждения. Само собой, изменилась и кабина машиниста: вместо зеркал – камеры заднего вида, тоже для безопасности, на которой водитель может сконцентрировать больше внимания. Ведёт-то автопилот. 

Такому подарку минчанам в других городах волей-неволей могли и позавидовать, но, справедливости ради, традиция открывать значимые объекты к празднику существует во всех уголках страны. 

Этот мост через Двину в Полоцке для здешних водителей значит не меньше метрополитена для минчан, а ждали его всего год. После реконструкции здесь сделали круговую развязку, расширили дорожное полотно, обустроили дорожки для пешеходов и велосипедистов. Мост теперь будет востребован горожанами куда больше, потому безымянным решили не оставлять – теперь он Покровский. 

Новый радиологический корпус, хоть и расположен в Минском онкодиспансере, а подарок для всех белорусов. С онкологией, конечно, лучше не сталкиваться, но если придётся, то уж хочется, чтобы лечение на самом высоком уровне. Для диагностики здесь шесть линейных ускорителей, пять компьютерных томографов, два аппарата МРТ, брахитерапевтический комплекс. Таким оснащением не похвастает ни один онкодиспансер на просторах СНГ. 

Виктор Кондратович, главный врач Минского городского клинического онкологического диспансера: «Мы позволили себе открыть операционный блок на пять столов – в общей сложности 18 хирургических столов. В год до сегодня в центре выполнялось в среднем до 12 тысяч операций. Ввод нового блока – до 15 тысяч операций в год».  

Новые детские сады в самых густонаселённых или молодых, совсем новых районах – пусть и востребован будет не так массово, всё же для отдельных семей именно этот подарок к 7 ноября был самым долгожданным. Как, например, эти ясли в столичной Масюковщине. Кстати, в 2020-м в Минске уже плюс семь новых детских садов и школа. 

Новые цеха на заводах, производственные линии или вот центр электронно-лучевых технологий – день рождения будут отмечать тоже 7 ноября. И, по сути, не важно, что будет выходить с этих конвейеров – сплавы разных материалов, металлические листы или даже мёд – главное, что кому-то всё это точно нужно. И как результат труда, и как, собственно, рабочее место. А значит, подарок с пользой. И чем больше объект, тем выше его востребованность. Важный посыл ещё и в том, что время сейчас не ломать, а создавать. Будь то новая Конституция (об этом сейчас чаще говорят) или атомная электростанция. Ведь это тоже про безопасность, энергетическую. 

Энергетика она направлена на что? Чтобы обеспечить всех светом, теплом, энергией и люди могли этим пользоваться. Надежно и безопасно!

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram