Ты записался в меценаты?

Культурный обозреватель ОНТ Александр Матяс постарался выяснить, чем отличаются друг от друга меценаты и спонсоры, почему они проявляют щедрость и на что надеются.

25 января в Горьковском театре вручали премии «Меценат культуры». Лауреатами стали 11 человек и 33 компании. И это только в Минске. В регионах дипломы ещё найдут своих героев.

Оказывается, меценаты и спонсоры только в прошлом году вложили в отечественную культуру Br50 миллиардов. И пусть такое государственно-частное партнёрство совсем молодо – спонсировать культуру бизнес начал активно только с 2012 года, тем не менее многие уже поняли, что это не только престижно, но иногда даже выгодно.

Культурный обозреватель ОНТ Александр Матяс постарался выяснить, чем отличаются друг от друга меценаты и спонсоры, почему они проявляют щедрость и на что надеются.

25 января в театре имени Горького играли не «Пане Коханку». А ведь спектакль о Кароле Радзивилле. 250 лет назад несвижский князь был щедр, например, к балету – не корысти ради. Это классическое объяснение слова «меценат». Им сегодня в Беларуси назвали премию, которую вручают, как правило, всё-таки спонсорам культуры.

Наталья Кучинская, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Калі я ўжо мецэнат, я дапамагаю мастаку, таму што ён мастак. А ўжо спонсар, то ён будзе дапамагаць мастаку, але каб брэнд быў на карціне. І гэта таксама добра. Галоўны прынцып – добраахвотнасць. Ніхто не прымушае».

Де-юре филантропов сегодня у нас нет. Это пока не принят первый Кодекс о культуре. В нём, кстати, о меценатах и спонсорах отдельная глава. Так, если вы физическое лицо, значит, имя вам будет «меценат». А если ваш статус «юридическое лицо» (допустим, концерн) – уже «спонсор».

Br50 миллиардов – в 2015-м это объём сторонней помощи культуре, где единственным меценатом долго выступало профильное министерство. Сейчас нехватка бюджетных средств – неоспоримый факт. Денег на текущие расходы музеев, библиотек, филармоний, конечно, хватит. А под проекты уж ищите спонсоров. Но им-то что? Лишь почёт?

Борис Светлов, министр культуры Беларуси: «Ад падаткаабкладання вызвалены прыбытак спонсараў. Памер яго вызначаецца лічбай 10 адсоткаў. Ёсць паразуменне паміж іншымі структурамі ўрада – і эканамічнымі, і фінансавымі – пра тое, каб гэтая норма працягвала дзейнічаць і надалей».

То есть не только в Год культуры, коим в Беларуси объявлен 2016-й. Также вопросы безвозмездной помощи сфере сегодня регулирует 300-й указ Президента. По нему благотворитель может рассчитывать на частичный возврат НДС.

Заработать на культуре можно, но сложно. Всё же это дотационная сфера. Скорее, здесь дивиденды в имидже. Твой бренд в афише, допустим, Международного форума «TEART» – значит, компания работает стабильно, есть доход. Однако пока с завидным постоянством филантропы вкладывают в Большой, а не в условно «малый» театр. Это показали итоги нынешней премии, хозяином которой впервые был Горьковский.

Семейство Медичи, создавшее во Флоренции галерею Уфицци, купцы Третьяковы, подарившие Москве опять же галерею. «Людей добрых» хватало и в нашем крае. Да хотя бы братья Тышкевичи. Собирали себе коллекцию древностей, а затем в январе 1856 года отдали всё для первого общедоступного музея в Вильно.

Стоит вспомнить в этот год 125-летия со дня рождения Максима Богдановича также княгиню Магдалену Радзивилл. Это она оплатила весь тираж (говорят, около двух тысяч) «Вянка» – единственного сборника великого поэта национального Возрождения.

«Влияние социалистической революции делает невозможным существование меценатства в условиях советской действительности» – это тезис времён СССР, когда и грампластинка фирмы «Мелодия» десятилетиями стоила 2 рубля 15 копеек (при средней зарплате 200 рублей). Сегодня, как веком ранее, – кто платит, тот и музыку заказывает.

Правда, не перевелись и так называемые анонимные меценаты. Мол, я вам дарю и ничего более. И так 9-миллионный фонд Национальной библиотеки накануне пополнился первым изданием на немецком языке «Великого искусства артиллерии» (а это 1676 год) нашего земляка Казимира Семеновича.

Роман Мотульский, директор Национальной библиотеки Беларуси: «Гэта той выпадак, калі тут дзяржаўных грошаў зусім няма, гэта выключна прыватныя грошы. Гэта вельмі дарагі праэкт. Ён накіраваны на факсімільнае ўзнаўленне ўсёй спадчыны Францыска Скарыны».

В переплёте уже 11 из 20 томов. «Скориниана» – экземпляр долгосрочного партнёрства государственного учреждения и коммерческой структуры. Заметим, здесь спонсор взамен не просил даже рекламы. Логотип на титуле книг – знак благодарности библиотеки за помощь. Оказывать которую, кстати, можно и в рублях, и в валюте.

Борис Светлов, министр культуры Беларуси: «Мецэнат – гэта той, хто робіць свой унёсак і нават не абвяшчае ў якім памеры. Я лічу, што кожная наша ўстанова павінна знайсці свайго спонсара і мецэната. Не трэба гнацца за вялікімі брэндамі. Як гэта адбываецца, дарэчы, з мясцовымі фестывалямі. Карыстаемся дапамогай тых спонсараў, мецэнатаў, якія існуюць на рэгіянальным узроўні».

Ещё пять лет назад вкладывать в культуру готовы были лишь 2% отечественных бизнесменов. Сегодня вопросом, как у Шекспира, «быть или не быть» задаются реже. Однако нужен ли сейчас Беларуси отдельный закон о меценатах, как в союзной России?

Наталья Кучинская, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «На сённяшні дзень дастаткова той нарматыўнай базы, якая ёсць. Пытанні спонсарства ў нас рэгулююцца актамі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь, а што тычыцца мэцэнацтва, ідзе спасылка на Грамадзянскі кодэкс. Кодэкс аб культуры будзе прыняты ў гэтым годзе. Гэта будзе наш заканадаўчы падарунак Году культуры».

На неделе, кстати, Совет министров утвердил республиканский план Года культуры. Стране нужны не только художники, но и меценаты – этим словам Станиславского сегодня можно «верить».


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram