Теория и практика

О необходимости второго этапа совершенствования и оптимизации госаппарата говорили на этой неделе на большом экономическом совещании у Президента. Александр Лукашенко раскритиковал управленцев за пассивность и нежелание брать на себя ответственность. Особенно остра проблема на региональном и местном уровнях.

16 и 20 февраля произошли события, которые, вне всяких сомнений, окажут влияние на развитие нашей страны на годы вперёд. И прежде чем обратиться к президентскому совещанию по экономике, которое и определило вектор её развития, следует обратить внимание на слова премьер-министра Андрея Кобякова. 

На заседании Совмина он признал, что из девяти важнейших параметров прогноза на 2015 год выполнено четыре: индекс потребительских цен, энергоёмкость ВВП, рентабельность продаж в промышленности и внешнеторговое сальдо.

Говоря языком биатлона, на первом огневом рубеже были показаны не самые лучшие результаты. Пять из девяти мишеней не закрыты. Но, согласитесь, залогом успешного выступления являются не столько внешние условия – погода, ветер, сколько распределение сил по дистанции. Поэтому обратим внимание вот на что.

По словам Кобякова, главными задачами правительства в новом году станут: жёсткая кадровая и производственная дисциплина, раскрепощение предпринимательской инициативы и дальнейшее снижение кредитных ставок. Добавьте к этому создание 50 тысяч новых рабочих мест при одновременном сокращении численности самого правительства.

Не знаю, что для Совета Министров явилось мотивом столь чёткого понимания своих дальнейших действий – естественная логика процесса или, может быть, президентское совещание, но наблюдателям оно внушает сдержанный оптимизм. В какой обстановке правительству предстоит выполнять поставленные задачи?

Мировая экономика не сможет «набрать обороты» в ближайшие два года. К такому выводу на этой неделе пришли сразу две авторитетные организации – Международный валютный фонд и рейтинговое агентство Moody's. И хотя прогнозы, как известно, дело неблагодарное, оснований для оптимизма у экспертов пока нет: сырьевые рынки по-прежнему штормит, локомотив мировой экономики – Китай – стремительно сбрасывает скорость. Борьба за финансовые ресурсы и потребителя становится всё ожесточённее и в условиях всеобщей неопределённости рискует превратиться в бои без правил.

18 февраля на итоговой коллегии ведомства на классический вопрос «что делать?» министр экономики Владимир Зиновский ответил лаконично: отсиживаться, пережидая кризис, контрпродуктивно – необходимо развиваться, сочетая передовой зарубежный опыт и лучшие достижения собственной экономической модели. По объективным причинам Беларусь не относится к категории мировых тяжеловесов, но может выиграть за счёт манёвренности, в том числе и системы госуправления. Временем востребован гоночный автомобиль, а не вальяжный лимузин.

Владимир Зиновский, министр экономики Беларуси: «Если ход событий ускоряется, мы ежедневно сталкиваемся с новыми вызовами, надо ускорять принятие решений. Когда мы решаем проблему согласования того или иного документа, то эти документы идут по кругу, и приходится не то что месяцы, а иной раз до года согласовывать ряд таких документов. А надо принимать решение немедленно».

О необходимости второго этапа совершенствования и оптимизации госаппарата говорили на этой неделе и на большом экономическом совещании у Президента. Александр Лукашенко раскритиковал управленцев за пассивность и нежелание брать на себя ответственность. Особенно остра проблема на региональном и местном уровнях.

Поводом для встречи в таком формате – а за столом управленцы всех уровней: от Кабинета Министров до региональных руководителей – стало обсуждение правительственного плана по улучшению работы экономики. Каждый из 11 пунктов разбирают детально. Предложения не новы – расширение и диверсификация экспорта, импортозамещение, инвестиции, развитие малого и среднего бизнеса, сокращение издержек. Всё это чиновники декларировали и раньше. Вопрос в реализации. Возможности, упущенные на марафонской дистанции (когда было время и свободные средства), правительство теперь предлагает наверстать в спринтерском забеге. Однако очевидно, что такой темп без жертв (а пострадает прежде всего социальная сфера) ни государство, ни общество не выдержат. И не удивительно, что наиболее либеральные варианты решения экономических проблем Президент категорически отвергает.

Реакция Президента на отдельные правительственные инициативы вполне объяснима. Социальный груз – ноша нелёгкая, но в этом и заключается особенность белорусской экономической модели. Однако отдельные чиновники и эксперты считают, что этот потенциал исчерпан, и предлагают иное. По сути, избавить экономику от социальной ответственности, что вольно или невольно поставит под удар кризиса недостаточно защищённую часть населения. Надо признать – большую часть.

Такая зачистка – путь наименьшего сопротивления. В противном случае придётся напрягаться и создавать рабочие места (в этом году – не менее 50 тысяч), на четверть сокращать себестоимость продукции, продолжать разгрузку затоваренных складов (там зависла продукция на Br35 триллионов). Да не за бесценок, а с выгодой… Ещё заниматься бизнес-планированием, искать инвесторов. Это, конечно, хлопотнее, но препятствий, по мнению Президента, здесь нет никаких – особенно после того, как Европейский Союз отменил санкции в отношении Беларуси. А значит, нет больше и оправданий.

На поиск эффективных решений и корректировку правительственных инициатив Президент отвёл неделю. И, судя по характеру состоявшегося разговора, выполнить поручение формально не получится.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Светлана Кнутова