Технологии протеста: история беспорядков на Болотной площади в Москве в 2012 году

Технологии протеста: история беспорядков на Болотной площади в Москве в 2012 году

Кадры телеканала ОНТ, снятые почти десять лет назад в Москве. Тогда наша съемочная группа, как, впрочем, и все мировые телекомпании, начала следить за событиями, которые называли вначале маршами разгневанных горожан, потом маршами миллионов. Сегодня об этом все больше говорят, как о попытке организовать в России цветную революцию. Но тогда точно так это не называли. Украинский Майдан был еще далеко. После выборов в Госдуму, где победила провластная партия «Единая Россия», протестующие требовали отмены результатов и пересчета голосов на всех проблемных участках, свободы и перемен. Эпицентром стала Болотная площадь, где как раз и собирались люди. В основном, действительно, простые горожане. Мощная пиар-кампания, хорошая организация митингов, а они больше походили на концерты, заметная символика – белые ленты и выступления со сцены лидеров разного калибра (в большинстве своем личностей медийных и хорошо в России известных) в русской версии такого еще не видели. 

Сергей Удальцов, лидер движения «Левый фронт»: «Это наш ответ жуликам и ворам, мы не боимся, нас не запугать, и мы будем выходить до полной победы. По принципу "Один за всех и все за одного!"».

«Один за всех» сменилось на «каждому по тяжести совершенного преступления» в мае 2012 года, когда в многотысячных митингах на Болотной кто-то усмотрел возможность конвертировать мирный протест в уличные беспорядки. Несколько группировок, как оказалось, изначально были настроены на силовой сценарий развития событий. Людей накручивали, в Интернет постоянно вбрасывались, как теперь известно, постановочные видео, и все претензии людей к власти быстро приватизировались: и политическим истеблишментом, и радикалами. Поменялись и лозунги: это уже были личные претензии к Путину – «Всех и всё долой». Политтехнологи сейчас хорошо изучили эти приемы.

Апогей случился 6 мая 2012-го. Московский митинг был разрешен и согласован. Люди должны были пройти к Болотной по заранее согласованному маршруту. Им готовились обеспечить безопасность: на подходах к площади стояли рамки металлоискателей. В Москве тогда еще не редко были террористические атаки. Напряжение стало нарастать, когда стало понятно, что число участников гораздо выше заявленного организаторами. Началась давка. А потом и команда от организаторов: «Всем сидеть! Забастовка». Полиция достаточно долго ведет себя по инструкции: толпу пытались оттеснить с проезжей части, людей призывали разойтись. В ответ – агрессивные лозунги, после которых толпа аплодирует. Позади обычных горожан, женщин, стариков заводилы. Именно от них – теперь это уже называют технологическим приемом провокаторов, или «титушек», – в силовиков полетели вначале пластиковые бутылки, потом камни и дымовые шашки. Каждый раненый «космонавт» в восприятии толпы – на ура.

Дмитрий Аграновский, адвокат: «Там были боевики, причем наверняка боевики, импортированные из Польши, Украины и из России отчасти. У них был изначально умысел драться, попросту говоря».

И, как бывает в таких случаях, насилие породило насилие. В ОМОН полетели фаеры, бутылки, коктейли Молотова. «Мирные протестующие» нападали на бойцов с древками от флагов, а те отбивались резиновыми дубинками. Этот марш миллионов снимался на видео городской камерой. Там зафиксирована каждая секунда перерождения мирной Болотной в жестокую бойню, где обе стороны не жалеют, а, главное, ненавидят друг друга. И эта трансформация уложилась всего в пять часов видеопленки.

Итог страшный: 450 задержанных, 27 раненых (из них 20 полицейских), один погибший. После этого суды еще долго будут разбираться, кто виноват. Более 30 человек стали фигурантами «болотного дела». Следственный комитет России предъявил обвинения задержанным в участии в массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителей власти. Наказание лишение свободы от двух до десяти лет.  Многие из тех, кто тогда давал показания и сейчас все еще находятся в тюрьме, так и не смогли толком объяснить, почему попали в жернова. Теперь многие участники интеллигентски-милого проекта, ставшего разъяренной толпой, говорят: нас завели, спровоцировали и предали.

Игорь Шатров, заместитель директора Национального института развития современной идеологии: «Стало понятно, что пострадает просто рядовой участник. Ни один политик, который с трибуны призывал к чему-то, не пострадал. Не то что не пострадал, но и даже определенные политические дивиденды на этом заработал. Они как продолжали выступать, так и продолжают выступать. А другие, совершенно не готовые к этому, сидят в тюрьме до сих пор. Минский, и вообще белорусский, протест отличается. Во-первых, вот этой рассредоточенностью. И я думаю, что это технология. Я думаю, что в Беларуси именно это технология сейчас обкатывается. Это новая технология, которая должна противодействовать тем грамотным действиям властей, которые в той же Москве в свое время собрали всех в одном месте и позволили выступать. Этого изначально не произошло. Протестные движения рассеяны по всему городу. А во-вторых, они таким образом организованы, чтобы было трудно определить, где митинг, а где просто прохожие гуляют».

Кстати, именно после провокации на Болотной российские власти решили защищаться. Сейчас в стране беспрецедентно строгое законодательство, касающееся не только массовых мероприятий, одиночных пикетов, но и даже слишком радикальных перепостов в Интернете. Уже не раз доказано: чтобы управлять толпой, состоящей из 95% людей со светлыми лицами и мыслями, достаточно всего 5% других хорошо обученных и организованных.

Сейчас Болотная площадь – одно из самых красивых мест Москвы. Здесь прошла реконструкция, теперь это площадка для свадебных фотосессий и прогулок. О том, что на Болотной были митинги и жесткие стычки с полицией, визуально ничего не напоминает. Многие организаторы и участники протестов продолжают жить своей обычной и даже обеспеченной жизнью. О 2012-м предпочитая не вспоминать. А вот кто точно об этом помнит, так это простые участники тех беспорядков и их семьи, которые оказались один на один с уголовным кодексом, получив реальные немаленькие тюремные сроки. И теперь они уже вряд ли захотят сделать фото на Болотной. 

Подписывайтесь на нас в Telegram