​Техника дошла

Ролики, в которых простые обыватели по всему миру реагируют на мощный старт передовой модели «Тесла» – так же мгновенно перешли в разряд вирусных. Дополнительной рекламы не нужно – всё очень наглядно.

Это впечатления Президента (см. видео – прим. ред.) от поездки на новейшем электромобиле – полноприводной «Тесле» мощностью порядка 770 лошадиных сил. По паспорту сотню она набирает за 2,6 секунды – результат, способный порадовать даже искушённого поклонника быстрых и мощных машин.

Но штука в том, что реакция Главы государства выходит за рамки простого эпикурейства. Куда важнее – обозначение смыслов, которое последовало за таким, казалось бы, обычным делом, как тест-драйв. Пусть и самого современного автомобиля.

А смыслы такие: если мы хотим занять своё место в новой глобальной экономике, то необходимо переориентировать себя на электроэнергию. Несколько лет назад нам удалось предусмотреть этот мировой тренд, и было принято решение о строительстве атомной электростанции. Однако теперь пришло время задуматься о том, как эффективно освоить скорый энергетический профицит. И электромобиль – одна из составляющих этой новой для нас задачи.

Реализация такого проекта потребует участия огромного количества институтов – от традиционной для автомобиля металлургии, до новых зарядных станций. И что не менее важно, необходимо уже сейчас готовить специалистов, которые будут обслуживать это техническое направление. Корреспондент Дмитрий Семченко видит закономерность в том, что сразу несколько событий недели пересеклись в итоге первого сентября в автомеханическом колледже.

Ролики, в которых простые обыватели по всему миру реагируют на мощный старт передовой модели «Тесла» – так же мгновенно перешли в разряд вирусных. Дополнительной рекламы не нужно – всё очень наглядно. Электромобиль не просто трогается с места быстрее всех раскрученных спорткаров с двигателями внутреннего сгорания, но и не оставляет им шансов в спринтерских заездах драг-рейсинга.

Бесповоротный момент истории автомобилестроения, учитывая низкую стоимость электротяги, – примерно один белорусский рубль на сто километров, на фоне бензина или дизеля и отсутствия свечей зажигания, трансмиссии, топливных фильтров и прочих недешёвых «расходников», включая замену масла. И эта «экономия» без вредных выбросов в атмосферу.

В Беларуси внимание передовым разработкам на самом высоком уровне. «Тесла» возле Дворца Независимости – наглядный пример. Президент лично оценил американский электромобиль и предоставил возможность учёным и промышленникам изучить тестируемый образец. Показав, что мы не стесняемся признать, что приходится догонять заокеанских разработчиков, но мы готовы учиться и найти свое место в технологической гонке. Всё глобальные предпосылки для этого есть. Строящаяся атомная станция, которая с профицитом обеспечит страну доступной электроэнергией. Новый автомобильный завод – «Белджи», который станет технологической базой для выпуска машин на электротяге. И, наконец, научные кадры, которые уже разработали образец отечественного электромобиля.

Пока электро-«Белджи» уступает «Тесле» по запасу хода на одной зарядке (120 километров против 500), но вскоре должен появиться уникальный белорусский суперконденсатор, который отличается от всех существующих в мире литий-ионных батарей, да и задача в первую очередь – наладить выпуск народного электромобиля стоимостью до 14 тысяч долларов, а уже потом браться за премиум-класс.

Одно дело – разработать машину будущего, а другоепоставить на конвейер, где качество уже в руках технических профессионалов. Об их подготовке шла речь в День знаний. Минский государственный автомеханический колледж – крупнейший в стране: около 1600 учащихся осваивают самые востребованные профессии, что принципиально важно на фоне тысяч, не работающих по специальности экономистов и юристов с дипломами вузов. Примерно каждый пятый белорус – студент. Поэтому, чтобы «дворник с тремя высшими» не стал суровой реальностью, нужно делать ставку на необходимые рынку рабочие специальности.

В стране 250 профтехучреждений с разными названиями и уровнем подготовки. Среди них есть и передовые, как здесь – с лабораториями, автодромами и станцией техобслуживания. Поэтому принято решение унифицировать и подтянуть к этому уровню всю систему средне-специальных учебных заведений.

Для Руслана Акбулатова, директора успешного частного предприятия по выпуску гидравлики, ступенью в личной карьере стал именно автомеханический колледж – с выпуска прошло 15 лет, но он каждый год приходит сюда, чтобы встретиться с преподавателями и ещё раз сказать «спасибо». Не за красный диплом. За знания.

Руслан Акбулатов, директор предприятия, выпускник автомеханического колледжа: «Здесь 15 лет назад было всё иначе, здесь были голые стены. Всё, что сегодня, – это сумасшедшие деньги. Такие наглядные пособия, о которых можно было только мечтать».

Случайная встреча с директором колледжа тут же обернулась деловым предложением.

Валерий Кириленко, директор Минского государственного автомеханического колледжа: «А для процесса обучения вы могли бы чем-нибудь поделиться с колледжем?»
Руслан Акбулатов, директор предприятия, выпускник автомеханического колледжа: «Для процесса обучения мы могли бы предложить учащимся возможность практиковаться на предприятии. Они могут на месте приехать, посмотреть, изучить, никаких проблем. Обучим, возьмём потом в штат».

Он повторяет, что любая теория мертва без практики. Посмотреть, пощупать, оценить, испытать – всё это должно быть в колледже. И старенький стенд «Жигулей». И новая эпоха – электромобили.

Возле стенда с электромобилем не мог не задержаться и Президент. Яркий пример работы, а точнее учёбы на опережение. Серийный белорусский электрокар ещё не сошёл с конвейера, а здесь уже готовят тех, кто сможет их собирать и обслуживать.

Причём будущее самое ближайшее. Все передовые страны Европы через 12 лет намерены отказаться от машин с двигателями внутреннего сгорания. Норвегия полностью пересядет на электромобили через семь лет. Там уже половина новых машин работает на электротяге.

В Китае до конца года купят около полумиллиона машин на электротяге. Не отстают и американцы. В Японии количество электрозаправок превысило число обычных АЗС. В Беларуси пока всего лишь сто электромобилей на фоне трёх миллионов машин с выхлопными трубами, а значит, и работа предстоит с приставкой «супер».

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram