Свастика на коже, СС на рукаве. Житель Заславля осуждён за повторную демонстрацию нацистской символики. Он наколол на своём теле фашистские знаки и не свёл по первому требованию. Этот случай не единичный. Милиционеры настаивают на ужесточении наказания.
Очки, рубашка с длинным рукавом. По внешнему виду Евгения Андрушкевича сложно догадаться о нательной росписи, что таится под одеждой. Герб третьего рейха на груди, свастика на руке, эмблема подразделений СС на предплечье. За фашистскую символику жителя Заславля задерживают уже второй раз. Почти месяц назад он отсидел пять суток и обещал татуировки свести, чего не сделал и теперь арестован уже на 10 суток. Евгений уверяет, что просто не успел избавиться от свастики, которая на его теле уже 12 лет, мол, набил по молодости в тюрьме.
Евгений Андрушкевич, осуждённый: «Никакой идеологии у меня никогда не было, думал просто красиво. Наколол по глупости».
Ходил бы и дальше со старыми тату, если бы не ездил в электричке в футболке инепредстал во всей красе перед коллегами на работе.Андрушкевич уже второй белорус со свастикой, появившийся в средствах массовой информации в этом году. Задержанный в апреле витебчанин Станислав Гончаров своих неонацистских идей не скрывает. Сейчас он ждёт суда, его подозревают в участии в боевых действиях на Донбассе. Однаконеонацизм в Беларуси нельзя назвать популярным, как правило, это единичные случаи или небольшие группы в околофутбольной среде, однако за суверенную историю страны было немало попыток сделать это движение массовым. Пожалуй, самый наглядный пример РНЕ – русское национальное единство. Его активисты призывают белорусов отказаться от своей государственности и используют те же жесты, что и немецкие фашисты.
Известны факты, когда активисты РНЕ через социальные сети пытаются вербовать белорусов для участия в боевых действиях на Донбассе. Чтобы усилить воздействие на умы, неонацизм смешивают с православной символикой. Религиозную карту активно пытаются использовать и другие схожие с Русским Единством движения, организовывают поездки в подростковые военно-патриотические лагеря на территории России. А там учат воевать.
Это инструктор – Алексей Мильчаков (см. видео – прим. ред). Со свастикой он позировал с юных лет. А ещё любил отрезать головы собакам, и выкладывать фотографии в Интернет. Позже хобби пригодилось ему в Донецкой области, где неонацист позировал на фоне трупов.
Нетрудно догадаться, чему может научить такой педагог.
И это не единственный пример. Патриотические лагеря с православным уклоном под флагом российской империи фиксируют в разных частях Беларуси, а чем заканчиваются такие игры в «Зарницу» прекрасно помнят жители деревни Николаевка Гомельской области.
17 лет назад этот населённый пункт захватили подростки одной из российских военно-патриотичных организаций. Людей избили и взяли в заложники. И хотя эти «учения» закончились для их организатора гражданина России тремя годами тюрьмы, подобные педагоги не перевелись. В том, как неонацистские идеологи могут воздействовать на неокрепший подростковый ум, на своём опыте убедился настоятель храма Святого Духа в посёлке Гатово. Фотографии Константина Бурыкина с орлом на плече недавно попали в Интернет. Ещё в 1993 году активисты из РНЕ втянули Бурыкина в свою организацию. И хотя позже он разочаровался в неонацистских идеях, татуировка осталась немым напоминанием.
Священник Константин Бурыкин, настоятель Прихода храма Святого Духа п.Гатово: «Сегодня это мне помогает сильно для молодых ребят показать им. Как не стоит делать необдуманные шаги. Своим примером. Именно таких ребят берут в оборот очень грамотные люди, которые не имеют на своем теле никаких татуировок. И используют в своих целях, манипулируют. Вербуют на различные войны и так далее».
Тем временем милиция настаивает уже на превентивном надзоре для Евгения Андрушкевича. Если не сведёт тату, его будут арестовывать раз за разом, едва свастика покажется на свет.
За демонстрацию и распространение нацистской символики пока существует единственная административная статья. Конкретные символы в кодексене приводятся, указана лишь принадлежность к национал-социалистической партии Германии, поэтому сложно утверждать, что именно попадает под этот термин. Ведь символ солнца – та же свастика – знак известный из глубокой древности. И не только из язычества. Линии символа солнца можно найти даже на полу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. А в Беларуси археологи находят украшения с символикой, датированные первым веком нашей эры.
Вадим Лакиза, заместитель директора по научной работе института истории Национальной академии наук Беларуси: «Нацисты использовали ряд символов, в том числе руны, символы солнца, свастику. Сегодня эти элементы ассоциируются с нацистской идеологией, неонацизмом. Они использоваться не должны. Это нормальный смысл. Здравый. У нас много в Беларуси национальных орнаментов, символов, которые не связаны с нацистами, и их можно использовать».
Скрупулёзно разобраться с символами обещают и депутаты. Признают: главное не перегнуть палку.
Валерий Гайдукевич, председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты Представителей Беларуси: «Свастика – это очень древний символ. Он имел позитивный смысл. Но у нас он воспринимается негативно, потому что под этими символами подразделения СС в Беларуси убивали людей, жгли деревни. Пока такого закона нет, здесь нужно подходить тщательно».
Алесь Таболич больше десяти лет работает мастером татуировки. Символы, которые наносят на себя белорусы, изучил досконально. За время работы к Алесю никто не обращался с просьбой «набить» на плече свастику – это, кстати, противоречит политике салона. Но сводить рисунки – приходили. Мастер переживает, что узор, похожий на свастику можно найти во многих популярных скандинавских мотивах, которые сейчас модно наносить на тело.
Алесь Таболич, мастер татуировки и перманентного макияжа: «Конкретные вещи, которые должны быть в законопроекте. Например, чтобы было прописано, иллюстративно, что именно такие знаки Третьего рейха нельзя набивать, демонстрировать в Беларуси. Многие найдут в Интернете похожий элемент, набьют себе».
Евгений Андрушкевич своих орлов и кресты обещает спрятать под новыми татуировками, как только выйдет из изолятора.
Евгений Андрушкевич, осуждённый: «Абстракцию какую-нибудь красивую, может даже что-то цветное».
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram