69 оригинальных офортов Рембрандта прибыли на днях в Минск прямым рейсом из Рима. Саму выставку не афишировали до последнего. Организаторы не были уверены в том, удастся ли найти спонсора. Но опасения были напрасны: некое юридическое лицо оплатило расходы, и у нас с вами появилась возможность увидеть одну из самых популярных графических коллекций в мире.

Таможенный досмотр коллекции продолжался более 6 часов. Необходимо было проверить каждую из 69 гравюр в присутствии организаторов выставки и сотрудников таможенной службы Беларуси. Саму выставку не афишировали до последнего. Организаторы не были уверены в том, удастся ли найти спонсора. Но опасения были напрасны: некое юридическое лицо оплатило расходы, и у нас с вами появилась возможность увидеть одну из самых популярных графических коллекций в мире. Заметим, что коллекция – частная. Но её владелица Элиза Моретти, вероятно, знакома с цитатой Наполеона о том, что богатство  не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться.

Столицы Беларуси и Нидерландов связаны прямыми рейсами. Однако за все 35 лет (столько садятся самолёты в аэропорту «Минск») таможенники не встречали такого «голландца». Особо ценный груз прибыл не с севера, а с юга Евросоюза. За пределы Италии 69 гравюр Рембрандта – только после специального разрешения Минкульта, а также спецгарантии от нашей стороны.

Андрей Михалькевич, начальник таможни «Минск-2»: «Подробное проведение таможенного контроля, требующего идентификации всех художественных ценностей (гравюр)».

Всё равно затратили фактически целый рабочий день. По закону каждый раритет распаковали, сверили с данными в бумагах на ввоз. Сфотографировали лицевую и тыльную стороны – это уже на вывоз. Дабы при «Возвращении блудного сына» совпало не только название, но и изображение.

Ольга Клип, куратор выставки «Великий Рембрандт»: «Не стану называть конкретных цифр, но скажу, что в стоимость организации выставки входит и аренда произведений, и страховые взносы. Аутентичность этих работ подтверждена институтом Sotheby's».

Большинство офортных отпечатков сделано при жизни Рембрандта. Самый ранний 1630-го, самый поздний – 1665 года. Кстати, отечественное арт-сообщество уже обсуждает портретное сходство голландского врача ван Дер Линдена с президентом России. Как говорится, «в каждой шутке...». Мастер светотени не без доли правды «опередил своё время».

С тех пор, когда творил Рембрандт, в этой технике мало что изменилось. Основную часть офортов профессор Слаук создаёт прямо на доске. Отличие в степени завершённости рисунка. У известного белоруса, скорее, картины, у великого голландца – ближе к эскизам и наброскам.

Валерий Слаук, художник, профессор кафедры графики Белорусской государственной академии искусств: «В офорте считается, что около ста оттисков – это уже вполне. Пока не начнёт портиться изображение. Я читал технологию рембрандтовскую, когда снимается сначала тряпкой лишняя краска, и чтобы штриха не осталось... рукой».

Эксперты с недавних пор предлагают называть «оригиналом» все экземпляры печатной графики. Заглянем в фонды Национального художественного. Оказывается, в музее есть три факсимильных оттиска с вариантами автографов Рембрандта, возможно 18 или 19 века, подарок ещё 1970-х от какого-то частного лица. До сих пор офорты не изучены и не экспонировались.

Светлана Прокопьева, хранитель коллекции западноевропейского искусства Национального художественного музея Беларуси: «Принадлежащих голландской школе искусств произведений мы можем насчитать чуть больше дюжины. Это живопись и графические работы».

Для массового зрителя Рембрандт автор «Ночного дозора» (хранится в амстердамском Рейксмюзеуме) и эрмитажной «Данаи». Это его кисти портрет похищают «Старики-разбойники».

«Возможно, Рембрандт – это то, что нам нужно. – Не Рембра́ндт, а Ре́мбрандт!».

Спустя четыре года после премьеры трагикомедии – в 1975-м в Минске показали «Сокровища Дрезденской галереи». Два шедевра живописца – по архивным документам. Офорты мэтра золотого века голландского искусства – в 1985-м. Выходит, почти два поколения – без Рембрандта.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Нам катастрафічна не хапае плошчаў. Я думаю, што з цягам часу, калі завершыцца будаўніцтва Музейнага квартала, гэта сітуацыя зменіцца. Клімат-кантроль, бяспека адпаведная – усе патрпабаванні на такім салідным узроўні».

Временный «зал Рембрандта» отделён от стационарной экспозиции музея специальными экранами. Свет на офорты направлен по схеме мастера – под углом в 45 градусов. Самые узнаваемые работы (включая «Автопортрет с Саскией» 1636 года) – в бронированных киотах.

Алла Гаврилова, кандидат искусствоведения: «Когда зритель войдёт в зал, то по правую руку он увидит Рембрандта как гравёра в светском искусстве, а по левую руку – это религиозная тематика. У него есть одна особенность: они все небольших размеров».

Предельный максимум – около 70 на без малого 60 сантиметров. Средняя величина вообще 40 (по вертикали) на 30 (по горизонтали). Заметим: это с с паспортой и рамой. 69 гравюр разместили на уровне глаз.

Великий голландец бывал в Несвиже, есть такая легенда. А может и быль? Ведь известны рембрандтовские «Портрет шляхтича» (в галерее Вашингтона) и «Польский всадник» (в собрании Нью-Йорка). Да, кстати, именно здесь постоянно экспонируются полотна из радзивилловской коллекции.

Что такое «Bart 47» карандашом? Это номер в одном из наиболее авторитетных каталогов офортов Рембрандта. Сейчас начитывают 289, некоторые сохранились только в 1-2 экземплярах.

Алла Гаврилова, кандидат искусствоведения: «Через 20 дней эта выставка переместится в нижние залы. Это будет более камерное пространство, которое располагает к экспонированию графики».

Итого в Беларуси миниатюры Великого Рембрандта – на два месяца. Правда, организаторы не исключают продление выставки, всё зависит от интереса, а также воли собственников (четы Моретти). Да и по закону увеличить срок пребывания можно – таможня дала добро.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска