Там, где начинается страна

​Её протяжённость – более 3,5 тыс. километров. И на помощь людям в охране границы всё чаще приходят современные технологии.

Её протяжённость – более 3,5 тыс. километров. И на помощь людям в охране границы всё чаще приходят современные технологии. 

650 километров с запада на восток и почти столько же с севера на юг – Беларусь. Такой скромный, такой дорогой сердцу клочок земли. Вот уже сто лет – от первого приказа и до этого дня – на охране рубежей те, кому нельзя отступать. Кого не видно. Разве что в День пограничника среди толпы можно разглядеть столько зелёных фуражек: мужчин и женщин, готовых на всё ради безопасности внутри страны и на подступах к границе.

О том, что я нахожусь на рубеже, знает лишь начальник пограничной заставы. Камеры видеонаблюдения сработают автоматически, как только я попытаюсь попасть на ту сторону. Чтобы система сработала, достаточно повиснуть на заборе.

Чужие здесь не ходят. А за любителями рисковать в оба следит «Ворон» – оптическая система, способная в одночасье отслеживать до 25 километров. И столь пристальным «взглядом» на пограничной заставе обладает лишь один человек.

Евгений Кулаков, начальник службы эксплуатации технических средств охраны: «Дежурный, который на данный момент контролирует протяжённость около двух километров, имея в камерах свой зум, мы можем на расстоянии полтора километра прочитать даже название газеты, если она будет находиться у нарушителя в руках».

Но «всевидящее око» – ничто без главного ресурса: людей. Застава работает, как гигантский улей. И основная армия пчёл – на рубеже. Солдаты заступают в наряд, возвращаются с информацией, отдыхают, и снова за дело. Здесь не место слабости, усталости или медлительности. Три минуты на сборы и 15, чтобы домчать до самой дальней точки рубежа – такие требования к тревожной группе.

Руслан Ковалев, инспектор пограничной заставы: «В нашей службе самое главное – это скорость. Нам нужно быстро собраться. Важна каждая минута и каждая секунда. От слаженных действий зависит очень многое».

Ошибиться – значит подвести остальных. Если непрошенный гость чудесным образом пропал из виду, группе поиска придётся прочесать каждый метр, бойцам из прикрытия – часами выжидать в «секретах». Вышки, КПП – на ноги поднимают всех. Несколько упущенных секунд могут обернуться не одними сутками поиска. Если бы не они.

Это новобранец, несмотря на свои внушительные размеры, это всего лишь щенок – ему четыре с половиной месяца. И ведёт он себя соответствующе. Но в питомнике есть и настоящие боевые единицы, готовые по щелчку обезвредить противника.

Собака готова рвать повод, пока не доберётся до нарушителя. Десятки километров по следу – на пару с кинологом. Это одна команда, которая понимает друг друга с полувзгляда. Одно целое. На границе их никто не заменит. Неутомимые, с характером – готовы выполнять любые задачи. Грустно одно, когда служба подходит к концу.

Уходя в наряд, никогда не знаешь с чем или с кем придётся столкнуться. Грибник это, контрабандист или нелегал – решать самому. Отвечать – тоже. Вероятность встретить в погранзоне настоящего грибника практически равна нулю. Местные близко не подходят. Разве что лазутчики, которые за вознаграждение протаптывают для контрабандистов или нелегалов тропы. Но у пограничников тоже есть помощники в ближайших посёлках – целые дружины добровольцев.

Константин Дисько, командир добровольной дружины: «Наблюдаем за посторонними лицами, которых особо не знаем. Соответственно, либо сами проверяем, либо сообщаем на заставу».

Главные «нарушители», конечно же, дикие животные. Косули, рыси и даже медведи – натыкаются на забор в поисках пищи, а иногда и просто, чтобы почесать бок. Далее по списку – контрабандисты. Ради наживы они готовы и на отчаянные шаги (обуваются в сапоги, имитирующие следы животных). И на хитрые инженерные решения. Эту тележку оценили даже пограничники. Легкая металлическая конструкция с дешёвым китайским моторчиком своим ходом переправляла контрабанду по железной дороге. Не доехала.

Пытаются обойти пограничный контроль и по воздуху – с помощью дронов. И по воде – огромные плоты нагружают, к примеру, сигаретами и притапливают их увесистой плиткой, чтобы плот не было видно на поверхности. Для надёжности – товар сопровождают аквалангисты. Некоторые даже не заморачиваются и таранят шлагбаумы на собственных автомобилях.

Случаи, когда штурмом брали белорусскую границу, можно пересчитать по пальцам. Почти всегда – это хитрые ходы по приграничной зоне, как по шахматной доске. И чёрными фигурами наступают, в том числе нелегальные мигранты.

На записи видно, как неизвестные крадутся вдоль забора. И даже не догадываются, что за ними наблюдают уже около часа. Нелегалов взяли, как только один из них перелез на другую сторону. На этот раз в поисках лучшей жизни через Беларусь в Евросоюз пытались попасть индусы. Задерживали и грузин, и кубинцев, и даже ланкийцев. Но самые частые гости – из Вьетнама.

За нарушение пограничного режима в среднем за день задерживают 20 человек. Ими занимается одно из самых засекреченных подразделений страны – ОСАМ. Бойцы со скрещенными мечами на шевронах отсекают каналы незаконной миграции как головы гидры. Задержаны более тысячи особо опасных нарушителей, изъяты тонны контрабанды, наркотиков и оружия. ОСАМу – доверен весь рубеж.

Есть у белорусских пограничников и свой флот, который охраняет водную границу страны. И авиация. В распоряжении – современные автожиры и беспилотники. Воздушную разведку могут проводить хоть днём, хоть ночью. Преследовать нарушителей – в любых условиях. На границе (уверяют) есть всё необходимое.

Анатолий Лаппо, председатель Погранкомитета Беларуси: «Граница белорусская уже приобретает оттенки интеллектуальной границы, сюда приходят новые комплексы, которые соединяют человеческий ресурс. И если раньше на определённом участке границы нужны были 3-4 наряда, то сейчас – один наряд, остальное охраняет электроника».

Ежедневно белорусскую границу пересекают около 80 тысяч человек. Первыми гостей встречают сотрудники пограничного контроля. И если вы что-то задумали, пусть широкая улыбка контролёра вас не обольщает. Это настоящие нейролингвистические программисты, способные «прочитать» ваши намерения по мимике, жестам и даже интонации. В остальном – это обычные люди, отрывающие границу для благих целей.

Пограничники – одни из тех, кто выполняет боевые задачи в мирное время. И только у них каждый вечер проводят боевой расчёт. Здесь даже сутки начинаются не с нулей, как все привыкли, а в восемь вечера. И только после зачитанного приказа о назначениях каждый узнает, когда у него будет день, а когда – ночь.

Большинство пограничных застав Беларуси сегодня – полностью автономны. На Островецкой, к примеру, есть и своя скважина, и жильё, и самое последнее техническое оснащение. Всё это, безусловно, важно. Но по-прежнему – так было и так будет – символом безопасности Беларуси остаётся пограничный столб, установленный в этом зелёном безмолвии 100 лет назад.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Андрей Александров