Тайны профессии: «Департаменту охраны – 70 лет». О тех, кто приходит на зов тревожной кнопки

Тайны профессии: «Департаменту охраны – 70 лет». О тех, кто приходит на зов тревожной кнопки

«Тревожная кнопка» продолжает серию специальных репортажей из цикла «Тайны профессии». В штате у них: телохранители, кинологи, пультистки, милиционеры-водители и даже электромонтеры. Хотя начиналось все с амбарных замков и почетной должности сторож. Каково это – не спать 70 лет? Почему бабушки у них – в исключительном почете? И куда еще (в прямом смысле) влезла наш спецкорр Валерия Балобина, чтобы докопаться до профессиональных тайн? 

Внимание на экран! 


3 минуты. Если злоумышленник замечен на месте преступления, он будет задержан в течение 3-х минут. Других вариантов нет. Каждый вызов – вслепую. Что и кто ждёт внутри группу задержания – как лотерея. От банальных пьяных драк и бытовых скандалов до абсурдных краж. И никакого гостеприимства.

Дмитрий Гутов, милиционер группы задержания Заводского отдела Департамента охраны г. Минска: «Мужчина ударил директора ЖЭСа. Когда мы приехали во двор, изначально были слышны крики с окна: «Вы негодяи, чего вы сюда приехали». В нас полетели кирпичи просто так с 5 этажа. Из-за кустов, из-за деревьев директор говорит: «Вот этот мужчина меня ударил по лицу». За то, что он фотографировал подъезд. Когда мы начали подниматься в подъезд, этот мужчина, который в нас кидал кирпичами, открыл дверь с большим ножиком в руках и начал нам угрожать: «Если еще один шаг вы сделаете в мою сторону, я вас зарежу»Через некоторое время он опять вышел, только уже с топором. Когда увидел, что сотрудники ОМОН уже подъехали, сдался».

Отличительный знак их машин – синие маячки. Приоритет на дороге. Чтобы выиграть время. Если группа задержания работает «на колёсах» и нет сработок, патрулируют улицы. К спецсредствам в комплекте – оперативное чутьё и смекалка.

Дмитрий Гутов, милиционер группы задержания Заводского отдела Департамента охраны г. Минска: «Как-то ночью я дежурил. Когда проезжал, с леса вышел мужчина в 3 часа ночи, где нет жилых домов. Он был одет так подозрительно: панамочка, татуированный. Но я его запомнил и на следующее дежурство, когда я стоял в пункте остановки, выхожу из машины и наблюдаю, что это тот же пареньОн сильно занервничал, начал суетиться, руками что-то пытаться спрятать. Понял, что ему уже некуда деваться, и признался, что у него в трусах находится конопля и марки»

Наркоманов, закладчиков, оптовиков бойцы группы задержания чаще всего ловят как раз во время ночных дежурств. 

Дмитрий Гутов, милиционер группы задержания Заводского отдела Департамента охраны г. Минска: «В ночное время мы патрулируем промзоны, лесопарковые зоны. Просто так люди очень редко будут ходить. Есть такая фишка: мы медленно проезжаем, и я как будто дверь открываю. И человек, когда слышит, он понимает, что сейчас будет проходить сотрудник милиции. Если он обернется или начнет убегать, значит что-то здесь не так».

Ежедневно только в столице на службу заступают больше ста нарядов Департамента охраны. Десятки тревожных вызовов за смену. И столько же выявленных преступлений. Но с кого начинается «тревога»?

Ольга Лисовская, дежурный пульта управления Фрунзенского отдела Департамента охраны г. Минска: «То тревожное сообщение, которое поступает на пульт централизованного наблюдения, то есть к нам вот на мониторы, на экраны, мы должны быстро, незамедлительно, оперативно передать в радиоэфир, чтобы наряды групп задержания смогли быстро выехать на адрес, который они слышат, далее мы связываемся с дежурной частью, дублируем ту же самую информацию, которую передали в радиоэфир».

На все это – не более 15 секунд. В руках пультисток информация о каждом в районе. Объекты охраны, тревожные кнопки, сигнализации. Вот на этих экранах. И спец.программа: отслеживает каждую «кнопку». Если не включилась вовремя – протокольный прозвон с предупреждением. Бывает, что подконтрольный абонент молчит, тех проверяют. Бывает так, что напоминают о себе слишком часто.   

Ольга Лисовская, дежурный пульта управления Фрунзенского отдела Департамента охраны г. Минска: «Есть у нас такой сторож, охраняет банный комплекс. И он систематически ждет, когда мы ему в час позвоним и попросим поставить кнопку, принципиально ее не ставит, ждет послушать наши голоса, чтоб мы позвонили, чтоб он с нами лишний раз мог пообщаться».

24 часа в сутки «пульт управления», как и остальные сотрудники, в полной боевой готовности. Дежурные пульта управления – это не только сердце отдела, но и настоящий «цветник». Берут ли мужчин?

Ольга Лисовская, дежурный пульта управления Фрунзенского отдела Департамента охраны г. Минска: «Запрета на то, чтобы здесь работали мужчины нету как такового, но как бы и не каждый мужчина решится проводить дни и ночи в таком огромном женском коллективе».

Больше 65 тысяч тревожных кнопок установлено по всей стране. 740 из которых только в Минске. Магазины, бары, рестораны. Любопытна история появления кнопок. Раньше в министерствах, предприятиях, организациях в штате обязательно должен быть сторож. Чтобы охранять базы, склады, магазины, торговые точки и столовые. После Великой Отечественной к охране соц.собственности привлекли и милицию. Под защиту сотрудников на договорной основе попадали важные гос.объекты. Ведомственная милиция отвечала за общественный порядок и боролась с преступностью. Тогда в 1952-ом и задумались, чтобы создать единый спецорган, который освободил бы предприятия от задач по их охране. И Совет Министров СССР принимает постановление, согласно которому руководство вневедомственной охраной возлагается на милицию. По сей день сторожей в департаменте больше, чем остальных сотрудников. Почему?

Людмила Бабич, охранник сторожевой охраны Заводского отдела Департамента охраны г. Минска: «Осуществлять охрану на предприятии. Например, в случае возникновения пожара, это все идет на секунды, на минуты. Нажимаешь в тревожную кнопку и звонишь в службы МЧС. Она радио брелок, в руках держишь и нажимаешь. Обычно она должна лежать в кармане, при обходе я должна вынимать и с ней ходить, потому что мало ли что случится, кто нападет».

Есть и перечень строгих запретов: нельзя спать, читать, болтать по телефону. Даже хамам в ответ грубить запрещено.

Людмила Бабич, охранник сторожевой охраны Заводского отдела Департамента охраны г. Минска: «Нельзя вязать, нельзя шить, нельзя употреблять спиртные напитки.  Посторонних впускать на территорию. Нельзя выключать различные приборы: охранную сигнализацию, пожарную сигнализацию. Уходить с поста нельзя. Передавать пост посторонним лицам».

Главная задача сторожа – не допустить нарушений. Но, если уж произошло ЧП – вовремя нажать кнопку. Но даже в их работе не без приключений. 

Людмила Бабич, охранник сторожевой охраны Заводского отдела Департамента охраны г. Минска: «На поликлинике однажды я обходила саму поликлинику и на скамейке лежал бомж. Внутри спал на кушетке. Все ушли, а он так хорошо расположился. Я его стала будить, он спал, он не захотел уходить. В результате я вызвала тревожной кнопкой наряд милиции, они этого бомжа вывели с поликлиники».

Таких историй у милых, но смелых бабушек, не один десяток наберется. Но в каждой они сохраняют самообладание и берут под контроль не только ситуацию, но и собственные эмоции. 

Людмила Бабич, охранник сторожевой охраны Заводского отдела Департамента охраны г. Минска: «Я утром запускала персонал. Одна бабулька пришла, а я ее не пустила. Она стала палкой стучать по двери. Думаю, бабулька сейчас разобьет мне дверь, в результате я окажусь виноватой. Потому что до 7 часов я не имела право впускать. Выйти тоже я не могу, потому что заходят санитарки убирать. Нажала тревожную кнопку». 

Охраняет объект не только сторож, но и постовой милиционер. В чем же отличие?  

Максим Лозко, милиционер Первомайского отдела Департамента охраны г. Минска: «У постового больше обязанностей. У него есть оружие и уже говорит о том, что на человеке больше ответственности. Мы там для поддержания порядка, для защиты, для более уверенного щита для сторожа».

Максим, например, на постоянной основе охраняет налоговую, но в определенные дни перемещается в школу или торговый центр. И везде свои нюансы.   

Максим Лозко, милиционер Первомайского отдела Департамента охраны г. Минска: «Если брать пост здесь, то здесь в первую очередь надо следить за порядком. Контролировать, кто приходит в школу, с какими вещами, с какой целью, чтобы не было никаких проносов подозрительных вещей. Возможно, каких-то взрывных устройств и тому подобное. Оружия, колюще-режущего. А в торговом центре, там идет продажа продуктов, вещей, что можно украсть. И разница в том, что там приходиться иметь дела с ворами, с пьяными людьми».

Которые тащат все: от шоколадки до бутылки, от парфюма до майки, от пачки кофе до упаковки сыра. Главное – знают же - на сумму меньше десяти базовых. Чтобы в случае провальной «операции» не уехать за решетку. 

Максим Лозко, милиционер Первомайского отдела Департамента охраны г. Минска: «И у этих людей при досмотре всегда при себе есть деньги. А у них работа такая, бизнес. Они выносят вещи и перепродают на полцены ниже. Парень, тоже мы вот пришли в магазин, он стоит с вещами, портфель показывает свой, а там вещи краденные у него».

Если совсем упростить, постовой милиционер – сотрудник все той же группы задержания. Только зона патрулирования ограничивается у него лишь одним объектом.  

За 70 лет департамент охраны из сторожевой службы вырос в многофункциональную мобильную систему. Амбарные замки сменили на тревожные кнопки. А в ряды охрановцев добавились телохранители, кинологи, пультистки, милиционеры-водители и даже электромонтеры. И днём, и ночью каждый из них всегда начеку. Именно поэтому вот уже 70 лет их символ недремлющая сова.

29 октября сотрудники Департамента охраны МВД Беларуси встретят свой очередной юбилей и отметят профессиональный праздник. С удовольствием присоединяемся к поздравлениям. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь