Суд вынес приговор по делу о хищениях на «БелАЗе»

Им грозит от трёх с половиной до шести лет лишения свободы.

От трёх с половиной до шести лет лишения свободы – в сумме 44 года колонии на всех. В Жодино вынесен приговор участникам преступной группы, которая занималась кражей запчастей с «БелАЗа». В том, что решение суда будет обжаловано, сомнений мало – полностью вину признал лишь один обвиняемый из девяти.

Вынесение приговора по этому громкому уголовному делу вышло эмоциональным. Напомним, в хищении в особо крупном размере с завода «БелАЗ» обвинялась группа лиц – 9 человек. Сторона защиты ходатайствовала о закрытом для видеосъёмки процессе. Впрочем, страсти разгорелись ещё до появления судьи.

Обвиняемые были категорически против камер. Справедливости ради, суд ходатайство защиты удовлетворил, но ещё до начала заседания журналистам пришлось сдерживать натиск родственников и друзей подсудимых.

Эта история началась в 2015-м, когда внутренняя инвентаризация на жодинском автогиганте показала небольшую на первый взгляд недостачу. За дело взялось главное управление по экономическим преступлениям МВД, и объёмы вскрытых хищений оказались гораздо больше – полтора миллиарда неденоминированных рублей. Дело взяли в разработку. Выяснилось, что на одном из структурных подразделений завода – «БелАЗ-сервис» – криминалом занялась группа действующих и бывших работников.

«Брали» горе-бизнесменов в октябре того же 2015-го, а кадры оперативного видео похожи на голливудский боевик. Грузовик с награбленным сопровождал, как и всегда, солидный BMW, на котором подозреваемые уходили от погони до последнего. Даже протаранили патрульную машину. В колёса и по стёклам автомобиля группа задержания выпустила больше десяти пуль, и только тогда гонка закончилась. В грузовике нашли ворованных деталей на 600 миллионов неденоминированых рублей: моторы, шестерни и ступицы.

В материалах дела есть информация и о тайном складе, и о том, как отключали на время таких ночных «спецопераций» камеры слежения, и как по поддельным документам продавали детали в Россию. Роли были чётко распределены, а конспирация – на неплохом уровне: переговоры – строго по времени и только по рации.

Вероника Посметьева, старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Беларуси: «Одни осуществляли подготовку и погрузку запчастей, другие вывозили похищенное с охраняемой территории, третьи обеспечивали беспрепятственное перемещение груза. Была создана группа охраны, которая выставляла посты с видеонаблюдением на расстоянии до нескольких километров».

Организованно группа защищалась и в суде: признал вину и сотрудничал со следствием лишь один, он в итоге получил три года отсрочки. Остальные (охранники, мастера, слесарь-сантехник и бывшие сотрудники «БелАЗА») – до 6 лет в колонии усиленного режима. Хотя обвинение запрашивало большие сроки – санкции статьи предусматривают до 12 лет лишения свободы.

Вадим Лолуа, прокурор отдела прокуратуры Минской области: «Для особо активных офигурантов по делу я запрашивал 8-9 лет, до 3 лет – это минимальный срок санкций по данной статье – для Черноволова, который дал признательные показания по всем эпизодам».

Кроме того, у всех осуждённых конфискуют имущество, несмотря на то, что ущерб «БелАЗу» в размере 46 тысяч «новых» рублей возместили.Впрочем, изначально ущерб жодинскому предприятию оценивали втрое больше, но суд исключил из искового требования НДС и затраты на реализацию, которые завод включал в цену товара. А ворованные и непроданные товары, само собой, возвращены на БелАЗ.

Несмотря на немаленькие сроки, обвиняемые покинули зал заседания в неплохом настроении и наверняка обжалуют приговор – на это у них есть 10 дней. Копию постановления изучит и сторона обвинения – по мнению прокуратуры, сумма денежного взыскания в пользу «БелАЗа» могла бы быть больше.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур