Традицией этих дней вот уже в пятый раз стал фестиваль батлеечных и кукольных театров «Нябёсы». Он проходит на территории Свято-Елисаветинского монастыря. Люди и куклы о Славе Божией и власти добра над злом – вот основные сюжеты вертепов, исторических белорусских батлеечных театров. Но в этом году на конкурс приехали лучшие коллективы не только из нашей страны, но и из России, Украины, Эстонии и Литвы.
В таком ящике помещается 20 кг чистого творчества. Отдельный чемодан для кукол – вот, пожалуй, и весь багаж актёров, которые согревают души маленьких и больших любителей сказок. В начале каждого спектакля обязательно спрашивают: вы храбрый зритель?
За время гастролей собралось, конечно, немало историй. Где-то помогает импровизация, в другом случае – гибкость суставов.
Виктор Спиридонов, актёр кукольного театра «Душегреи»: «Вот эта кукла перчаточная. Она должна смотреть в определённую сторону. Я забыл, на какую руку её одел. И она смотрела головой в другую сторону. Когда увидел, пришлось изогнуть руку очень сильно».
Это, конечно, не считая кропотливого труда над созданием декораций. Для представления Молодёжного кукольного объединения (сокращённо – «Молоко») нужны лишь вырезанные из картона фигуры и настольная лампа. Но и к этому скромному реквизиту относятся с трепетом.
Актёры питерского театра – ещё студенты. На фестивале «Нябёсы» привезли теневой спектакль «Свет Рождества». Для зрителя его играют лишь в четвёртый раз, но секретную формулу появления новых идей уже вывели.
Елена Лукичёва, актриса Молодёжного кукольного объединения «Молоко»: «С шести до девяти всей компанией дружно пьём чаёк. Потом за неделю до спектакля мы судорожно всё собираем. Именно когда пьём чай, рождается самое главное – идея вырастает из уютной атмосферы».
А эту батлейку можно назвать эталонной – в выступлении никакой фонограммы и искусственного света. От классической отличается только угловатой формой. Вдохновил «красный угол» – место, где у славян принято ставить иконы. Играют знакомую библейскую историю о смерти царя Ирода.
Пламя свечи, конечно, наполняет действие особой таинственностью и душевностью. А иногда ещё и дополнительными спецэффектами. В одной из сцен «идалище красное» однажды выглядело весьма реалистично.
Никита Тимошин, актёр кукольного театра «Посолонь» (Россия): «Оно было уже в воске просто измазанное до этого. И как-то мы так свечи неудачно поставили, что оно загорелось. Мы этого не видели. Открываем Ад, а там такой вот горящий демон!».
В этом актёре из Литвы помещается аж восемь разных голосов. И где бы не появились весёлые персонажи, они сразу попадают в плен к маленьким зрителям.
Альфонсас Рамейка, актёр кукольного театра Аlfa: «Ребята подходят к лошадке, гладят каждый день! Они у нас глаженые! А вот в эти куклы постоянно суют пальцы! Им интересно, чтобы укусила их эта кукла».
Тем более, что куклы сделаны из поролона и кусаются очень мягко. Идея создания театра одного актёра пришла чуть больше трёх лет назад. Недавно к творчеству приобщил и жену, она шьёт кукол и помогает со звуком.
Александр Жданович, художественный руководитель фестиваля батлеечных и кукольных театров «Нябёсы»: «Блюз – это когда хороший человек поёт грустную песню. Вот, то же самое мне хочется перефразировать в отношении актёров театра кукол. Если хороший человек берёт в руки куклу и оживляет её, возникает то необходимое чудо, которое мы хотим подарить, поделиться с маленькими и взрослыми зрителями».
Побывать на «Нябёсах» для батлеечных театров уже стало доброй традицией. Каждый год они рассказывают в стенах Свято-Елисаветинского монастыря рождественские истории. Дарят сказочное тепло детям в приютах и интернатах. И продолжают оживлять персонажей, у каждого из которых есть свои тайны.
Подписывайтесь на нас в Telegram