Особо ценный груз в сопровождении вооружённой охраны отправляется из Минска в сторону Вадуца. Столица Лихтенштейна готовится постигнуть «святую красоту» Восточной Европы. Экспозиция древних белорусских икон впервые разместится в Государственном музее альпийского княжества. А наш Национальный художественный музей уже сегодня принял шедевры из уникального московского собрания.
Края покрова несут ангелы – это по канону. Особенность же Богородицы с Брестского Полесья – стоит на полумесяце. «XVIII век. Дерево, темпера» – указано в описи для таможни. Образ впервые вывозят за рубеж. Сегодня укутали в бумагу 32 иконы, чтобы открыть в Лихтенштейне.
Любовь Сысоева, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «XVI век – не больше 12, XVII век – около 50. Основное количество произведений, которые хранятся в нашем музее, это иконы XVIII века. Поэтому (в основном), это и будут памятники, представленные на выставке: из православных, католических и униатских храмов. Старались показать в первую очередь поликонфессиональность».
На временном хранении немало «титульных» вещей. Так «Рождество Христово» XVII века отметили на выставке в Музее Эль Греко в испанском Толедо. Лучшие творения Белорусской школы вызывали умиление рядом со Станцами Рафаэля в Ватикане.
Отечественное сакральное искусство всегда было между католическим Западом и православным Востоком. Экспозиция, которую снимать нельзя. Никогда. Шедевр Петра Евсеевича из Голынца 1649 года – редкий подписной образ. «Два мира» – характеристика и русской иконописи»
В гостях у нас 39 работ «богомазов» Москвы, Костромы, Нижнего Новгорода, религиозных центров Русского Севера. Уникальные Царские врата XVII века – из Ярославля. Там «корни» рода Почётного Патриаршего экзарха всея Беларуси, митрополита Филарета.
Наталия Горькова, заместитель директора Музея русской иконы (Москва): «Икона “Богоматерь”. Симон Ушаков – это царский изограф, руководитель Оружейной палаты. Из всех 55 подписных памятников этого автора, мы знаем только одну Одигитрию, которая представлена сейчас здесь».
Своеобразный минский дебют первого в России частного собрания, принятого в Международный совет музеев при ЮНЕСКО. Русские иконы «трогали» до глубины души Рим и Прагу. Наша «святая красота» в Лихтенштейн не летит, а едет – это по канону.
Подписывайтесь на нас в Telegram