Свобода белорусского интернета. Рубрика «Антифейк»

Время разоблачения фейковых новостей. Традиционно разбираем самые яркие из них. На этой неделе в нашем рейтинге на первой позиции – свобода белорусского интернета.

Говорят, в Америке экспорт свинины – самое прибыльное дело. Выгоднее его только политика. Эту фразу Оскар Уайльд написал в XIX веке.

Тогда ещё не было телевидения и даже радио, не говоря уже про интернет. Но смысл выражения ничуть не изменился.

Организация Freedom House (в переводе «Дом свободы») внесла Беларусь в список стран с несвободным интернетом. Эту карту перепостили сотни белорусских сайтов и пабликов, не пытаясь дать оценку адекватности так называемого рейтинга и не задавшись вопросом, почему Беларусь, которая не закрывала мессенджеры и социальные сети, как это делали наши соседи, вдруг обвиняют в каких-то ограничениях. Разберём по крупицам очередной фейк с международным размахом. Страны со свободным интернетом Freedom House закрасил в зелёный цвет, частично свободным – в жёлтый, а якобы не свободным – в розовый.

Оставим причины выбора палитры психологам и разберёмся с аргументами предъявленной градации. За что? И почему?

А конкретных ответов нет, впрочем, как и внятной методологии исследования. По какому вообще принципу оно проводилось? Небольшая группа экспертов в Вашингтоне, даже не выезжая в конкретный регион, не объясняя своего решения реальными фактами, составила этот рейтинг. Штаты, ожидаемо, в топе. Но есть и странности, например, с довольно низкой позицией полностью цифрового Сингапура, где из ограничений в сети – лишь штрафы за откровенные фейки. Недалеко позиция Беларуси, ещё ниже Казахстан и Россия. На самое дно таблицы американцы положили Сирию, Иран и Китай.

Если Freedom House не приводит ни одного аргумента, почему назвал белорусский интернет несвободным, к чему хотя бы можно придраться? Авторизация комментариев? Обычная практика и для стран в самом верху таблицы.

А может, власти Беларуси закрывают интернет-ресурсы по политическим мотивам? Каждый день – терабайты критических статей на информационных сайтах и даже прямые оскорбления руководства страны в по сути анонимном Телеграмме.

За несколько последних лет в Беларуси действительно ограничили доступ к примерно тысяче сайтов, но к свободе слова они не имели никакого отношения.   

Да, белорусские ведомства имеют право ограничивать доступ к опасным сайтам, не дожидаясь решения суда.

Но нужно ли ждать, когда наркодилеры разнесут все закладки по городу? Или мошенники оставят без денег очередного доверчивого пользователя? Или пресловутый «синий кит» начнёт отсчёт до самоубийства вашего ребёнка? Когда Facebook удалил полтора миллиона видеороликов новозеландского теракта, он не ждал никого судебного решения.

Но если вдруг владелец сайта считает, что его закрыли незаконно, в Беларуси он легко может это обжаловать. Например, недавно владелец интернет-магазина в Минске доказал, что его пневматические винтовки соответствуют разрешённым у нас в стране нормативам, и его сайт буквально в течение суток был разблокирован.  

Вот и все ограничения! Для сравнения даже в странах Западной Европы принимаются законы гораздо жёстче белорусских. 

Ни для кого не секрет, что в Беларуси мейнстрим для действий всех ведомств задаёт Президент. Так вот, обращаясь к народу и парламенту, Александр Лукашенко обозначил свою позицию предельно чётко.

Причём эту позицию Президент последовательно доносит ключевым чиновникам в отдельности. Например, назначая главного идеолога.  

И даже на антитеррористическом форуме в Минске Александр Лукашенко призывает международное сообщество отвечать на угрозы не запретами, а продуктивной работой.

А теперь оцените, что сказал Дональд Трамп.

Дональд Трамп, президент США: «Основным инструментом террористов является интернет, мы должны отключить его. Нужно поговорить с Биллом Гейтсом и другими людьми. Кто-нибудь обязательно скажет, будто моё предложение нарушает право на свободу слова. Это глупые люди».

А теперь вернёмся к Freedom House, который называет себя неправительственной организацией. 

Риторический вопрос. Может ли организация называть себя неправительственной, если её на 80% финансирует правительство США, а возглавляет бывший глава ЦРУ или человек готовивший кадры для цветных революций в разных странах?

Остальные деньги в бюджет Freedom House дают крупные американские бизнесмены. Видимо, поэтому в рейтинге свободы интернета учитывается один любопытный пункт. Пользуется ли страна китайским оборудованием?!

То есть, если Wi-Fi-роутер у вас ненавистный американским корпорациям Huawei или оборудование для широкополосного доступа 5G сделано в Китае, ваша страна опускается в рейтинге свободы. Пример и Сингапура, и Беларуси. Те, кто использует американское оборудование, априори поднимаются выше.  

Как будто созданные этим оборудованием радиоволны или электрический ток в розетке могут иметь национальность или как-то влиять на свободу.

А значит, политика и в XXI веке остаётся самым выгодным делом, поэтому работой наш «Антифейк» точно будет обеспечен.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Семченко