Следующим шагом к миру на Донбассе должен стать отвод тяжёлого вооружения обеими конфликтующими сторонами. Затем создание буферной зоны шириной не менее 50 километров. Это для тяжёлой артиллерии калибра от 100 миллиметров и выше.
Свет надежды

Следующим шагом к миру на Донбассе должен стать отвод тяжёлого вооружения обеими конфликтующими сторонами. Затем создание буферной зоны шириной не менее 50 километров. Это для тяжёлой артиллерии калибра от 100 миллиметров и выше.

Всего же речь идёт о трёх линиях разграничения. Ширина зоны безопасности для системы залпового огня «Град» – 70 километров, для других реактивных систем и вовсе – 140 километров. Приблизительно так будет выглядеть примерная карта разграничения артиллерии 1 марта. При условии, конечно, что противоборствующие стороны будут жёстко следовать Минскому мирному плану.

Сегодня на востоке Украины сложно найти человека, который бы не поддерживал этот план. Люди устали от войны. По разным данным, число убитых превысило 5 тысяч. А немецкая разведка утверждает, что за время вооружённого противостояния на Донбассе погибли свыше 50 тысяч человек. Среди жертв, кроме вооружённого контингента, и сугубо мирные жители. Обещаниям политиков здесь уже давно перестали верить, и всё же после минских переговоров у людей снова появилась надежда.

Женщина не называет своего имени, она приехала из Енакиево Донецкой области, сейчас эта территория под контролем ополченцев. У неё там остались родственники. Её соседка Светлана также бежала от войны. С ужасом вспоминает ночные обстрелы.

Светлана, жительница Енакиево: «Снаряды летают каждый день, снаряды летают. Там всё, там ничего уже нету. Там люди с голоду умирают, люди в подвалах сидят, на улицу не выходят абсолютно. Они ж там стреляют, не поймешь, откуда и куда попадает».

Юля живёт в Донецке. Раньше никогда не интересовалась политикой, а сейчас, насколько это позволяют возможности, следит за каждой новостью. Правда, хорошие приходят редко. После минских переговоров вновь затеплилась надежда, что в этот раз перемирие действительно будет соблюдаться. Но люди научены горьким опытом. Ведь уже был момент, когда казалось, что война вот-вот закончится.

Юля, жительница Донецка: «Был бы уже мир давно, если бы соблюдали, а так. Было перемирие лично в Донецке неделю. Это было перед Новым годом, ну, может, неделя этот промежуток и всё...»

Сегодня судьба этих людей зависит от того, смогут ли политики держать своё слово и как долго.

Юля, жительница Донецка: «Надеемся на то, что будет мир, конечно же, но никто не знает, как оно будет. Поэтому я ничего не могу по этому поводу сказать точно. Я не политик, но надеемся, это всё, что нам остаётся».

Александр живёт по другую сторону линии фронта – в Краматорске. Этот город уже довольно давно под контролем украинской власти, и здесь до 10 февраля никто не слышал взрывов или выстрелов.

Александр Петров, житель Краматорска: «Это ожидал не один я, все ожидали, многие ожидали, слава Богу, что дождались, когда у нас идёт уже почти год как война. Никакое не АТО, а настоящая война, где гибнет очень много людей, гибнет очень много украинских солдат. То, конечно же, мы очень ждали минских переговоров и ожидали наступления мира».

Все пункты соглашения, которое подписали в Минске, вполне справедливы, считает Александр. Беспокоит другое: военная машина уже набрала скорость и тормозной путь вряд ли будет коротким.

Александр Петров, житель Краматорска: «Как показывает наша история, предыдущие мирные соглашения не исполнялись. Всё равно была война, всё равно были смерти, были жертвы, были бомбёжки».

Александр по мере возможности помогает жителям Донбасса. Как волонтёр он неоднократно ездил за линию фронта с гуманитарными грузами.

Александр Петров, житель Краматорска: «Ну, вот я, например, ездил, возил гуманитарную помощь в город Дебальцево, пока была возможность туда заезжать да, ездил в другие города, которые были под нашей властью, украинской властью. Естественно, как бы понятно, кто бомбил эти города. Причём бомбили непосредственно, как я сказал, города. Не позиции военных, а города».

В субботу за несколько минут до полуночи президент Порошенко отдал приказ о прекращении огня. Приказ прекратить огонь отдали и лидеры самопровозглашённых Донецкой и Луганской республик. Что будет дальше? Людям остаётся лишь надеяться. Ведь заявления политиков то и дело противоречат их действиям. Даже после подписания минского мирного плана.

Игорь Плотницкий, лидер ЛНР: «Победа всё равно будет за нами, и не важно, каким это будет методом: политическим или военным».

Сегодня все жители Украины – и на востоке и на западе – мечтают вернуться к привычной жизни. А это возможно только при одном условии, если здравый смысл возьмёт верх над амбициями политиков.

Для жителей Краматорска минувший четверг стал одновременно и радостным и скорбным днём. В то время когда в Минске подписывали мирный план, здесь был объявлен День траура по погибшим во время недавнего обстрела, жертвами которого стали 17 человек. И больше всего на свете люди хотят, чтобы эти жертвы были последними. А минское соглашение стало жёстким руководством к действию для обеих сторон.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Егор Воробьёв
География:
Украина