Сутки в очереди. Сколько ещё придётся ждать? Ситуация на границе с Литвой

Сутки в очереди. Сколько ещё придётся ждать? Ситуация на границе с Литвой

Если границы закрывают из-за COVID-19, понять это можно. Неэффективно (доказано), но если других вариантов нет, то хоть так. Но напряжённая ситуация на границе с Литвой совсем по другой причине. Заторы и сутки в ожидании очереди. И машины в пункт пропуска «Каменный Лог» продолжают прибывать. 


Через границу за 5 минут – легко. В пункте пропуска Каменный Лог работа налажена. Тщательная проверка документов, в том числе и электронная, и конечно, грузов. А как иначе – это одни из главных логистических ворот. 

Через этот пункт пропуска большегрузы ежедневно перевозят товары в ЕС и обратно. Но сейчас поток остановился. На белорусском участке границе таможенного оформления ожидают около 200 фур, а очередь из машин растянулась на несколько километров. Сколько ещё придётся ждать водителям – непонятно. Белорусы машины пропускают, а вот литовская сторона с этим не спешит.

В настоящий момент весь грузовой транспорт, который следует в Литву из РБ и находящийся в пункте пропуска, оформлен, – а это около 60 автомобилей. Водители прошли все виды контроля на белорусской стороне и ожидают выезда на сопредельную сторону в Литовскую Республику. 

В такой ситуации – сотни людей, которые ждут зеленого сигнала, чтобы пересечь границу с Евросоюзом. Минуты ожидания для некоторых превращаются в часы. Водители не скрывают, что уже привыкли. Белорусскую часть границы проходят незаметно, а вот на той стороне могут простоять и несколько суток. 

Дмитрий Парфенов, начальник таможенного поста «Каменный Лог»: «Вчера, например, была очередь более 350 автомобилей, сегодня – более 180 автомобилей. Пропускная способность "Каменного Лога" по литовскому направлению (наибольшая из всех пунктов пропуска с белорусской стороны) составляет в сутки 500 грузовых автомобилей – как по въезду, так и по выезду автомобилей. Оформление производится у нас 5–10 минут».  

Ситуация на белорусских границах – вопрос государственной важности. Его обсуждали в начале недели во Дворце Независимости. Особое внимание рубежам с Литвой и Латвией. 40% грузов в нашу страну поступают из этих стран. Но ситуацию можно поменять в корне. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если мы возьмемся за этот поток, то Литва недополучит, их логистические пункты, недополучат где-то четверть. Вы знаете, что мы с РФ ведем расчеты сейчас о переориентации грузов с этих балтийских государств на Ленинград, на Усть-Луг. Прежде всего, это нефтепродукты, калийные удобрения, да и других грузов у нас хватает». 

От многочасовых ожиданий страдают и поставщики, а это сказывается и на прибыли компаний. Белорусы свою работу делают, а вот литовские коллеги не первый год используют служебные обязанности в качестве рычага давления. 

Андрей Ковальчук, начальник Гродненской региональной таможни: «Мы регулярно работаем с литовской стороной. Было заключено соглашение о предотвращении ЧС, сегодняшняя таковой является. Взяли на себя обязательство принимать определенное количество транспортных средств – каждая сторона. Сегодня это обязательство выполняется крайне нерегулярно, что вызывает рост очередей. При этом литовская сторона позволяет упрекать белорусскую сторону о неритмичной работе. Я хочу сказать, что мы, взяв на себя обязательство по литовской границе пропускать 1200 транспортных средств в сутки, его не только выполняем, мы предлагаем это количество увеличить – как минимум на 10%».

Напряженность на границе сохраняется до сих пор. Литовская сторона ускорять процесс оформления фур не намерена. И здесь вопрос не пунктуальности, по всей видимости – политический. Но от которого страдают обычные люди.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Никита Полякевич