«Субстанция»: история о страхе перед старостью или просто ужастик под попкорн?

Посмотрели фильм «Субстанция» – делимся впечатлениями

«Субстанция»: история о страхе перед старостью или просто ужастик под попкорн?

История о стремлении человека к вечной жизни или, как минимум, к вечной молодости стара как мир, и популярность данного сюжета не удивительна. Фильм «Субстанция» смело можно называть одним из самых обсуждаемых за последнее время.

Сюжет прост. Есть увядающая голливудская звезда Элизабет Спаркл в исполнении Деми Мур. И хотя в свои 50 Спаркл выглядит так, что ей может позавидовать даже мама Стифлера, «злые продюсеры» считают, что ее неплохо бы заменить «свежим мясом».

Разумеется, на том, что предлагают это именно носители Y-ромосомы, делается особый акцент. Ведь в соответствии с нынешними тенденциями, мужчины задают женщинам те самые завышенные стандарты красоты, которым нужно соответствовать. И это уже несколько портит впечатления от просмотра.

Главная героиня и сама неплохо справляется с тем, чтобы накручивать себя из-за своего возраста, и вместо того, чтобы принять себя в статусе «милфа», она хочет вернуть «свой 2007-й», снова став молодой и «соответствующей стандартам».

В этом, к слову, занимательный парадокс взросления: дети хотят поскорее вырасти и пойти в школу, подростки – стать совершеннолетними, а вот взрослые с каждым годом все больше жалеют о том, что не спали на тихом часу в детском саду и не прочь вернуться в те времена, когда единственной проблемой были криво написанные палочки и крючки в прописях. А ведь впереди еще и старость, которая пугает некоторых даже больше, чем неизбежность смерти.

Особенно эта проблема заметна у тех, для кого красота и молодость были тесно связаны с богатством и славой. И тогда начинаются попытки насладиться ароматом цветов в зеркале и ухватить луну на воде.

Элизабет Спаркл в какой-то мере «повезло» – ей предложили некий препарат, именуемый «Субстанцией». И в этом названии кроется довольно занимательный момент, связанный со значением слова.

В массовом использовании слово «субстанция» обычно является синонимом слово «вещество». На деле же более подходящим синонимом будет слово «сущность».

Говоря же о фильме, «Субстанцией» называется некую зеленую жидкость, цвет который вызывает стойкие ассоциации с одной из разработок корпорации Umbrella. Но нет, это не Т-вирус, хотя данное вещество также вызывает определенные трансформации в теле.

После введения в организм «Субстанция» вызывает активное деление клеток и появление копии того, кто принял препарат. При этом речь идет не о своеобразной версии клонирования – новое тело будет моложе, здоровее и в целом лучше исходного. Именно «исходного варианта», а не оригинала, поскольку одно из главных предупреждений и напоминаний для пользователей «Субстанции» – «вы едины».

Уже на стадии разделения главной героини фильм начинает оправдывать заявленный жанр «боди-хоррор». Что ж, может это не дотягивает по степени мерзости до карпентеровского «Нечто» или фильма «Муха», однако не стоит забывать и о том, что это, в определенном смысле, лишь начало истории (или правильнее сказать, «начало конца» для Элизабет Спаркл).

Основной плюс для главной героини – сознание полностью переносится в новое тело, а старое находится без сознания. Все необходимые питательные инъекции поставляются вместе с препаратом, так что старое тело не умрет от голода.

Только вот есть минус – новое тело дается не навсегда, и каждые семь дней нужно меняться местами. Но вполне ожидаемо, что героиня об этом не задумывалась раньше времени и осталась довольна переменами.

В своем новом обличии Элизабет стала представляться Сью, роль которой исполнила Маргарет Куолли. Имя выглядит весьма символично, учитывая существование понятия «Мери Сью». Такое имя обычно используют для обозначения чрезмерно идеального персонажа в произведении (чаще всего наличие подобного персонажа говорит о проблемах в писательских навыках автора. Однако здесь оно подходит более чем уместно, учитывая, что после приема «Субстанции» человек становится лучшей версией себя).

Дальше начинается история в духе «Портрета Дориана Грея», где функцию «портрета» выполняет старое тело Элизабет. Впрочем, в данном случае это связано с нарушением правила «семи дней», ведь стремясь сохранить молодость и обретенную популярность, Сью регулярно берет больше времени у старого тела, чем положено по инструкции. При этом, несмотря на весь получаемый ущерб для прежней себя, она не спешит отказываться от «Субстанции».

Ближе к финалу фильма начинается «боди-хоррор» во всей красе, ведь попытка разделить себя еще раз превращает Элизабет-Сью в чудовище, по сравнению с которым Горбун из Нотр-Дама и даже творение Виктора Франкенштейна выглядят не так уж и плохо. Но это не останавливает женщину перед тем, чтобы принять участие в мероприятии, которое должно было стать для нее звездным часом.

Реакция толпы ожидаема, ведь когда перед ней появляется монстр, то необходимо от него избавиться. Итог закономерен: получившийся мутант гибнет у своей звезды на Аллее Славы, а утром кровавую лужу, которая некогда была Элизабет, просто смывает уборщик улиц.

Что можно сказать по итогам просмотра? «Субстанция», как и совы из «Твин Пикс» – не то, чем кажется. Лучше всего начинать просмотр с мыслью о том, что это артхаусное произведение, и все отталкивающие сцены нужны здесь именно как художественный прием.

С другой стороны, можно и не пытаться строить из себя эстета, а просто смотреть фильм именно как «боди-хоррор» о женщине, которая после нарушения правил приема некого препарата столкнулась с последствиями.

И все же поднятые проблемы были и остаются актуальными. При этом каждый может трактовать увиденное так, как нравится: хотите считать это очередным феминистским высказыванием – пожалуйста. Считаете, что эта история о страхе перед старостью и смертью – тоже можно. В принципе, никто не запрещает смотреть «Субстанцию» и просто как ужастик (попкорн лучше съесть до начала «боди-хоррорной» составляющей фильма).

Фото: кадры из фильма «Субстанция»

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
США