Стратегия, новые наблюдатели и итоги года: о чем еще говорили на саммите Высшего Евразийского экономического совета

Стратегия, новые наблюдатели и итоги года: о чем еще говорили на саммите Высшего Евразийского экономического совета

О противостоянии пандемии и усилении экономического потенциала говорили на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Оно прошло в традиционном онлайн-формате. Этой встречей завершается председательство Беларуси в союзе. Александр Лукашенко на правах хозяина саммита подвёл итоги евразийского года, который, по его мнению, стал испытанием на прочность.


Но, как известно, всё, что не убивает, делает сильнее. Партнёры приняли важный для будущего союза документ – стратегию развития до 2025 года. И сегодня же союз прирос двумя новыми наблюдателями – Узбекистаном и Кубой, а значит, ЕАЭС расширяет сферы своего экономического влияния. 

Пандемия, безусловно, изменила формат международных отношений. В 2020-м появились и новые границы, и новые ограничения. Сегодня между государствами искрит (некоторые и вовсе забыли, что такое добрососедство), обострились противоречия между военными и экономическими блоками. В такой ситуации важно чувствовать союзное плечо и поддержку. Собственно, в этом и лейтмотив нынешней онлайн-встречи глав государств. Необходимо понять: мы ещё вместе? Если да, то как двигаться дальше и чем страны могут помочь друг другу. Спойлер: да, мы вместе. Более того, сегодня за виртуальным столом была не пятерка, а восьмерка стран, которая к тому же не ограничилась ни Евразийским континентом, ни просторами СНГ.

Беларусь в этом году возглавляет союз. Именно наши инициативы двигали его вперед. 

Минск насытил нынешнюю повестку, в которой было под три десятка тем. При этом Александр Лукашенко как председатель Высшего Евразийского совета кратко рассказал, что выполнено. В этом году страны сделали несколько важных шагов к единой политике в агросекторе, энергетике и транспорте. А сегодня рассмотрели пакет антидемпинговых и компенсационных мер по защите собственных производителей.

Вопрос номер один сегодня – стратегия развития евразийской интеграции до 2025 года. 

Евразийский союз сегодня – это 14% суши, общий рынок на 183 миллиона человек и суммарный ВВП под 2 триллиона долларов. Но главное всё же – единые правила и законы. А к 2025 году должен заработать общий электроэнергетический рынок. Единые цифровое пространство и финансовый рынок. И все это без сносок и изъятий. 

Вторым слово взял почетный председатель Высшего Евразийского экономического совета. Нурсултан Назарбаев – один из вдохновителей евразийской интеграции – по-прежнему готов отстаивать её преимущества перед протекционизмом. Первый президент Казахстана и сегодня выдвинул внушительный пакет инициатив. И одна из них созвучна с белорусской – промышленность в ЕАЭС должна работать четко, как единый механизм. 

Премьер-министр Армении отметил, что трудности сплотили страны, предложил упростить процедуры таможенного оформления и поднял щепетильную газовую тему. 

Кыргызстан, от которого выступал исполняющий обязанности президента Талант Мамытов, предложил укрепить агропромышленную кооперацию, которая должна стать драйвером развития в посткризисный период. А Владимир Путин подробно остановился на цифровизации и антивирусной защите (как в переносном, так и в прямом смысле). 

Все участники пятерки солидарны в том, что Евразийский союз – это крепкий антивирусный щит в кризисное время. Найти защиту и укрепить иммунитет под ним стремятся другие. И сегодня было видно, насколько далеко ЕАЭС расширяет горизонты. И если к присутствию президента Молдовы на саммитах все уже привыкли, то возвращение Узбекистана (он стал наблюдателем в организации) – событие знаковое. В свое время Ташкент входил в ЕврАзЭС – прототип нынешнего союза. 

И открытие сегодняшнего дня: Куба получила статус наблюдателя в ЕАЭС. По этому поводу президент Острова Свободы выступил перед участниками онлайн-саммита не в записи, как можно было бы предположить, а в прямом эфире. В Гаване было 4 утра. 

Что касается других стран, то соглашение о зоне свободной торговли подписано с Вьетнамом, Сербией, Сирией, Ираном. Пора их реализовывать на практике – и здесь требуется ускорение. Да и мощный Китай готов стать ближе. Между КНР и ЕАЭС действует соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. О зоне свободной торговли пока речи не идет, но Пекин предлагает просчитать возможности и перспективы этого шага. Об этом Китай заявил во время первого Евразийского конгресса.  

За развитием ЕАЭС следят и в экспертной среде. И по расчетам, именно Беларусь лучше других использует синергетический эффект объединения национальных рынков. 

«Большая Евразия» – в будущее этого проекта верят не только на пространстве СНГ. И если страны ЕАЭС не закрылись даже на пике пандемии, то у союза есть здоровое будущее, которое способно объединить интересы и флаги не только нынешних участников. Впрочем, за новыми горизонтами нельзя забывать о главном – строительстве безбарьерной экономической среды. 

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram