«За укрепление мира и дружбы» – так называется этот орден, и до этого момента он ещё никогда никому не вручался. Это абсолютно новая высшая белорусская государственная награда, а Си Цзиньпин – первый политик и вообще первый человек, её удостоенный. Официальная формулировка такова: «за большой личный вклад в развитие торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей между Беларусью и Китаем, исключительные заслуги в укреплении дружественных отношений и сотрудничества между государствами».
За этими сухими фразами – тот уровень взаимоотношений между Минском и Пекином, который у двух сторон есть сейчас. Похожие контакты Китай, кроме Беларуси, имеет лишь с тремя странами в мире: Пакистаном, Великобританией и Россией – а это всестороннее стратегическое партнёрство. Всестороннее – значит абсолютно во всех сферах, стратегическое – значит на десятилетия вперёд. Ну а сам статус партнёрства окрашен ещё более тонкими эпитетами – доверительное и даже всепогодное, то есть неподвластное ни мировым, ни локальным политическим веяниям. А это и есть настоящая дружба.
Выстраивалась она почти 25 лет, с момента установления дипотношений между странами. Выстраивалась последовательно, скрупулёзно и вышла на текущий уровень исключительно благодаря личным отношениям Александра Лукашенко и именно нынешнего председателя КНР Си Цзиньпина. Они сами стали настоящими друзьями. Из Пекина репортаж обозревателя ОНТ Дмитрия Семченко.
Уходящие в облака небоскрёбы, фантастические транспортные развязки и мосты… По архитектурным рекордам Китай уже давно обошёл США и Японию и теперь стремится сдвинуть американцев с первого места в рейтинге самых больших экономик мира. Набирая производственные обороты, в 90-х годах прошлого века китайцы заполонили мир дешёвыми товарами, предпочитая делать ставку не на качество, а на низкую стоимость. Избавляться от штампа «китайская подделка» пришлось долго. Теперь говорят: «Китай бывает разный», в том чсиле законодатель мод с передовыми технологиями. Но и этого абициозной стране не достаточно. Новый лозунг «китайское – значит качественное» чем-то напоминает «купляйце беларускае». И это лишь одна из многих точек соприкосновения, где страны могут работать совместно.
Уже давно бытует мнение, что «китайцы делают всё». Мол, прокладывать сюда экспорт готовой продукции – всё равно, что стоять под струёй пожарного рукава и пытаться залить в него свою воду. На самом деле это далеко не так, и у Беларуси есть целый перечень товаров, которые здесь в дефиците. Например, молочные продукты. Те, которые делают из сои, стремительно сдают позиции натуральным. Пол-литра немецкого молока в магазинах Пекина стоит около 9 юаней – это примерно 3 белорусских рубля. Новозеландское и австралийское ещё на треть дороже. Вскоре этим брендам придётся потесниться – Китай открывает двери белорусской молочке.
Если Китай теперь жёстко контролирует качество собственных товаров, то с импортных – спрос двойной. Специалисты управления по карантину КНР скурпулёзно исследовали белорусские молокозаводы и признали соответствие продукции самым высоким стандартам качества. В результате Китай открыл свой рынок для 34 предприятий из Беларуси.
Слово «ассортимент» здесь ключевое. Китай – главный экспортёр свинины. На его долю приходится половина мирового производства этого мяса. Страна с населением почти в полтора миллиарда человек сумела обеспечить собственную продовольственную безопасность и расширяет разнообразие потребляемых продуктов. У Беларуси появился шанс зайти на китайский продуктовый рынок. Хотя учитывая его объём и конкуренцию, первые поставки можно назвать пробными. А чтобы выйти на глобальные масштабы, нужно открывать совместные предприятия, продукция которых будет востребована и в третьих странах. И здесь главную роль может сыграть инвестиционный потенциал Китая. Примерно такая схема легла в основу новой экономической концепции, которая получила одобрение двух сторон во время нынешнего визита.
Дипломатическим отношениям Беларуси и Китая почти 25 лет. Официальный Минск всегда стремился развивать отношения с Пекином и кропотливо год за годом завоёвывал доверие и выстраивал экономические мосты. Десять визитов Президента Беларуси в Китай, но реальные исторические перемены начались со знакомства Александра Лукашенко и Си Цзиньпина, ставшего у руля китайской компартии в 2013 году.
Особое значение наблюдатели придают визиту китайского лидера в Минск в мае прошлого года. В дипломатических кругах его назвали беспрецедентным. Си Цзиньпин провёл в Беларуси три дня, привёз с собой всю бизнес-элиту огромной страны. 50 подписанных документов легли в основу экономических связей на годы вперёд. Главы государств тогда посетили стройку индустриального парка, который Си Цзиньпин назвал жемчужиной нового Шёлкового пути. Именно «Великий камень», инфраструктура которого на данный момент фактически завершена, должен стать эпицентром совместных проектов. Но больше всего дипломатов и журналистов удивили не глобальные экономические планы, которых у Китая немало. Со своей семьёй Си Цзиньпин гостил и в резиденции белорусского коллеги, он назвал Александра Лукашенко другом и признался, что только в Беларуси у него получилось отдохнуть душой.
Главное политическое достижение, которое в эти дни находится в заголовках ведущих средств массовой информации не только азиатского региона, но и всего мира – это максимальный уровень доверия и партнёрства между странами, который до этого имели всего несколько государств. Соответствующая декларация, подписанная накануне Александром Лукашенко и Си Цзиньпином, возглавила список из 27 договорённостей. В числе которых инвестиционные. Если раньше китайские партнёры в основном предоставляли кредиты под строительство конкретных объектов и производств, то теперь партнёры готовы вкладывать в белорусскую экономику свои деньги.
Николай Снопков, заместитель главы Администрации Президента: «Накопленные инвестиции в прошлой пятилетке, в сравнении с предыдущей, увеличились почти в четыре раза. Прямые иностранные инвестиции – в 10 раз. То есть поступательное движение очевидно. Вопрос, конечно, заключается в ёмкости рынков и способности наших предприятий принять в производственной кооперации китайские предприятия, поэтому этот визит ознаменуется переходом от кредитно-инвестиционного сотрудничества к прямым инвестициям. По той простой причине, что назрело время».
Партнёры подписали документы о создании совместных предприятий: от линейки двигателей, которые в Беларуси ещё не выпускают, до крупных проектов в машиностроении. Многие из них предстоит воплотить в индустриальном парке «Великий камень», в том числе и через проект «Великого Шёлкового пути». Но гораздо большие перспективы дают инвестиционные условия. Например, «Эксимбанк» – одна из крупнейших финансовых структур в КНР – готов на выгодных условиях кредитовать китайских бизнесменов, если они будут вкладывать деньги в Беларусь.
Ли Хуэйлай, заместитель министра иностранных дел Китая: «Через инициативу “Один пояс – один путь” мы будем продвигать вперёд инвестиционное сотрудничество. Приоритетные для нас направления в Беларуси – инфраструктурное строительство, телекоммуникации, сельское хозяйство, машиностроение и производство оборудования. Я уже могу вам с уверенностью сказать, что ведущие китайские компании проявляют нарастающий интерес инвестировать в белорусскую экономику».
Свой вклад в экономику обещают добавить и традиционные поставщики. Трёхмиллиардный товарооборот Беларуси и Китая по итогам 2015 года в первой половине этого года немного просел. Из-за колебаний на рынке соли позже обычного заключили контракты калийщики. Впрочем, представитель ББК смотрит в будущее с оптимизмом.
Руслан Дрозд, директор представительства Белорусской калийной компании в Китае: «За последние несколько лет БКК удалось значительно закрепиться на китайском рынке. В 2015 году мы стали поставщиком калия №1 в Китае – 2 млн тонн – это рекорд за последние 10 лет».
Экономически, политические и дружеские отношения, а в случае с Китаем эти понятия тесно связаны, стали одной из главных тем общения Александра Лукашенко со студентами Пекинского университета.
Хотя эксперты стали подводить итоги визита ещё до того, как президентский борт покинул аэропорт Пекина, потенциала договорённостей и новых возможностей хватит на годы вперёд. Им под силу кардинально изменить не только экономику Беларуси, но и оказать существенное влияние на развитие огромного Китая. Первые же плоды могут появиться быстрее, чем поспеет хурма, обнявшая флагшток с белорусской символикой на территории посольства в Пекине.
Подписывайтесь на нас в Telegram