Страсти по футболу

​Катару через пять лет предстоит принять ЧМ по футболу – важное имиджевое событие, на которое Доха уже сейчас тратит полмиллиарда долларов в неделю. Андрей Бондаренко разбирается в ситуации и вспоминает случаи, когда спорту удавалось оставаться вне политики и когда, к сожалению, нет.
Страсти по футболу

Катару через пять лет предстоит принять ЧМ по футболу – важное имиджевое событие, на которое Доха уже сейчас тратит полмиллиарда долларов в неделю. Андрей Бондаренко разбирается в ситуации и вспоминает случаи, когда спорту удавалось оставаться вне политики и когда, к сожалению, нет.

Право проводить турнир досталось Катару не очень просто, последовал шлейф обвинений в подкупе, нечестной борьбе, сомнительных схемах. Но обвинение «в финансировании терроризма», наверное, последнее, о чём можно было думать, добиваясь одного из крупнейших спортивных соревнований в мире. Подобное может поставить крест на том, к чему не только Катар, а любое государство стремится десятилетиями. Не говоря уже о мундиале, который должен работать на доверие к стране как к политическому партнёру и торговой марке.

Сергей Рутенко – гандболист, в своё время лучший в мире, и футбольный болельщик. В Катаре мы бывали вместе. Но если наша съёмочная группа только дважды, то он в десять раз больше. И точно знает, о чём говорит.

Сергей Рутенко, заместитель председателя Белорусской федерации гандбола: «Это не развлечение. Инфраструктура, подход, который существует  к разным видам спорта, говорит о том, что для них это важная имиджевая составляющая».

Появилась информация, что Катар заплатил террористам «Исламского государства» около миллиарда долларов в качестве выкупа за возвращение похищенных членов королевской семьи. Окончательного подтверждения этому пока нет. Но цепная реакция уже идёт, можно представить, во что всё это выльется. Одно только закрытие сухопутной границы значительно сместит сроки строительства стадионов, а до чемпионата остаётся пять с половиной лет. В декабре Катар должен принять Кубок Персидского залива. Очевидно, его отменят, играть там будет некому. А это уже сигнал для ФИФА, которая, кстати, ещё никогда не отбирала чемпионаты мира. В 1986 году Колумбия отказалась сама.

Джанни Инфантино, президент Международной федерации футбола: «Я уверен, что за пять лет ситуация в регионе нормализуется. Главная задача ФИФА — пропаганда футбола, а не вмешательство в геополитические вопросы. Но если ФИФА сможет внести свой вклад в урегулирование конфликта, то, естественно, мы предложим свою помощь».

Катар уже почувствовал холод спортивных отношений. Саудовская Аравия (одна из девяти стран, прекративших дипломатические отношения с Катаром) отказалась играть в эмирате матч азиатской Лиги чемпионов. Фонд «Катар Спорт» владеет французским футбольным клубом «Пари Сен-Жермен», также тратит почти 200 миллионов долларов на спонсорское соглашение с «Барселоной». Не исключено, что и этим футбольным грандам не избежать давления. Если этого давления будет слишком много, даже ФИФА может не выдержать натиска. Времена Блаттера, из рук которого катарцы получили чемпионат, закончились.

Сергей Рутенко, заместитель председателя Белорусской федерации гандбола: «Раньше говорилось, что спорт вне политики, но он уже очень давно перестал таковым быть. В годы профессиональной карьеры свыкся с этим, не спорил на эту тему». 

Так и есть. Но когда политическое влияние на спорт зашкаливает, ничего хорошего ждать не приходится. Разрыв дипломатических отношений произошёл не из-за того, что кто-то хочет отнять у Катара ЧМ. Причины здесь гораздо глубже. И у обычного болельщика нет желания в них вникать. Любители футбола просто не увидят лучшие стадионы мира, футбол в декабре, город Лусаил, который построили специально для болельщиков, и многое другое, объединяющее спорт и современные технологии.

Нассер Аль-Хатер, представитель организационного комитета ЧМ по футболу-2022: «Кубок мира по футболу – это историческое событие. И в Катаре у людей изменится восприятие футбола. Только на стадионе «Халифа», который уже готов, они увидят то, чего не делал никто и никогда».

Для ФИФА, возможно, простейшим вариантом был бы перенос ЧМ. Международная федерация уже имеет готовую альтернативу, позволяющую ждать и принять решение даже в самый последний момент. Главным конкурентом Катара были США, которые, как уверяют эксперты, могут принять чемпионат хоть на следующей неделе. Но если прибавить к этому недавний визит Трампа в Саудовскую Аравию, не слишком благосклонную к своему соседу, то вот она – пища для новых размышлений. О прецеденте посильнее отставки Блаттера и громких коррупционных скандалов. Получится, что безопасному Катару откажут, тогда как, например, в 1972 году Аргентина была на грани государственного переворота. А на турнирах в ЮАР и Бразилии уже в 21 веке уровень преступности зашкаливал. Но футбольный мир всё равно держался и старался быть вне политики. Посмотрим, как будет на этот раз.

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Андрей Бондаренко
Операторы:
Андрей Чураков