Оказывается, белорусские корни имеют четырнадцать нобелевских лауреатов. И один из них – американский физик Шэлдон Ли Глэшоу – сын Льюиса Глуховского, уроженца Бобруйска. На неделе этот город официально вступил в права «культурной столицы» страны. Впрочем, «высококультурным местом» Бобруйск считают уже без малого 85 лет. Александр Матяс собрал, пожалуй, все шутки, легенды и мифы о новой «столице» на Березине.
«Пока где-то только стучат в дверь, у нас – уже открыто» – отнюдь не шутка, а образ жизни в городе, которому скоро 630 лет. «Таки да, это – Бобруйск!» – самый популярный туристический маршрут по ныне «культурной столице Беларуси», толерантной от сотворения.
Олег Ковель, первый заместитель председателя Бобруйского горисполкома: «Бюджет Бобруйска, он вообще носит социальный характер. То есть 75% идёт на культуру, здравоохранение. Установили памятник Ефиму Севеле (это знаменитый режиссёр, сценарист). И спонсоры, и меценаты нам помогли».
Уже «столичный» градоначальник утверждает: за его окном – самая большая площадь Европы. Доказательства?.. Таки это Бобруйск! В 1949-м едва не переименованный в Сталинск. Оттуда явно не ждали бы телепортации в культовом американском сериале «Звёздный путь...».
Самый крупный из необластных центров страны – 219 тысяч жителей. 83% – белорусы. Это сегодня. Не так давно Бобруйск ещё называли «городом сорока синагог». И до сих пор уточняют, не без улыбки: «тогда 50% населения составляли евреи, а другие 50 – еврейки».
Георгий Поплавский, народный художник Беларуси: «Говорили, "а что такое Париж?.. Париж – это окраина Бобруйска". И я вам скажу, в Париже действительно много наших. В Доме пионеров была изостудия, вышло очень много интересных художников!».
Уверен знаменитый бобруйчанин. По вере Поплавский – старообрядец. В город-порт на Березине стремились все «дети» лейтенанта Шмидта. Об этом с присущим «тутэйшым» юмором читаем в «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова. Но если в романе Шура Балаганов собирает «жуликов» у московской Сухаревой башни, то здесь ожидает поклонников у 90-летней «Чырвонай вежы».
Александр Парфенович, заслуженный артист Беларуси: «Зритель нашего города, он консервативный. Он по-прежнему любит музыкальные спектакли. Потому что здесь был Музыкальный театр».
Более сорока сезонов актёр служит сцене Могилёвского областного театра в Бобруйске. Парадокс?.. Та же история, что и с Минским областным в Молодечно («культурная столица» прошлого года). Этот объект 1977-го – первая работа Виктора Крамаренко, архитектора уже «символов страны»: Национальной библиотеки и Музея истории Великой Отечественной войны.
Инна Овсейчик, научный сотрудник Бобруйского краеведческого музея: «Задумываемся, как выстроить наиболее интересные маршруты. Скажем, для детской аудитории. Им интересна “игра-поиск”. Для взрослой аудитории – показать, может быть, подземный ход».
Костёл иезуитов (14-й в диораме) – самая почтенная постройка Бобруйска, середины XVIII века. 210 лет назад храм оказался на территории крепости, как и весь Старый город. Самую мощную цитадель Восточной Европы сейчас буквально «достают» из-под земли. Со временем (хочется верить) единственный памятник национального значения таки станет музейным комплексом.
Известная пословица «У Беларусі тры сталіцы: Мінск, Бабруйск і Плешчаніцы» увековечена верстовым столбом. А на самом деле тут четыре «главных города». Причём Могилёв в 2013 был центром культуры и нашей страны, и 11 государств Содружества.
На этот статус Бобруйск также претендовал. Однако помешала давняя соперница – Одесса – новая шутка, конечно. Однако бесспорно белорусский город «затмил» в СНГ российский Урюпинск благодаря одной субкультуре. А ещё 35 лет назад о нём спел советский рокер Майк Науменко.
Вообще нашей «гавани культуры» посвящено 18 мелодий. Здесь родина популярной группы БИ-2. С Бобруйском связаны и четыре поколения потомков «солнца русской поэзии». Самая старая городская библиотека основана в феврале 1901-го не без участия первой внучки Александра Пушкина. Сама Наталья Воронцова-Вельяминова собирала белорусский фольклор.
Ольга Стельмак, заведующая отделом Централизованной библиотечной системы г. Бобруйска: «Не прачытаўшы Фрымаса Бэлу, Суму Шульмана, Міхаіла Герчыка, Леаніда Коваля, нельга па-сапраўднаму даведацца і палюбіць наш родны Бабруйск. У год каля 50 тысяч бабруйчан бяруць каля 780 тысяч кніг».
Местным аналогом «литературному Нобелю» (опять же, не без улыбки) называют специальную премию имени народного писателя БССР Михася Лынькова. Сейчас принимают заявки на участие в форуме национальной драматургии. А ведь за кулисами шептались: хотят «перевезти» в Минск!
Вероника Винель, директор театра драмы и комедии им. Винцента Дунина-Марцинкевича: «Мы дорожим им, правда, очень. И просто не отдадим. По результатам этих “читок” поставили всё же спектакль на Малой сцене нашего театра – Максима Дасько “Лондон”, который уже есть в программе фестиваля “M.@rt.контакт”, на сегодняшний день уже заявили на TEART».
165 лет назад тут состоялась премьера пьесы земляка Винцента Дунина-Марцинкевича «Ідылія» или «Сялянка», о чём впервые в афишах сообщали «па-беларуску». К слову, «бобруйские корни» у Горьковского театра, Гродненского драматического, Белорусского музыкального – их ждут с «адведкамі» (то бишь, на гастроли).
Олег Ковель, первый заместитель председателя Бобруйского горисполкома: «Cотрудничаем и с нашими городами-побратимами, и с городами, с которыми у нас есть партнёрские какие-то соглашения. Таких у нас 23!».
В тематическом календаре республиканской акции – полтысячи событий. Самые масштабные – Международный фестиваль «Венок дружбы» и 15-й пленэр по керамике «Art-Жыжаль». Одно из прозвищ Бобруйска – «город шахтёров». Мол, чего нет нигде, здесь – откопают, не сомневайтесь.
Подписывайтесь на нас в Telegram