​Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект новой Директивы Президента «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь».

Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект новой Директивы Президента «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь».

Документ призван продолжить либерализацию хозяйственной деятельности и улучшение условий ведения бизнеса.

По статистике, малое и среднее предпринимательство сегодня – это более 117 тысяч организаций и четверть миллиона индивидуальных предпринимателей. Это рабочие места для 1,5 миллионов человек – то есть примерно трети экономически активного населения республики.

В Министерстве экономики уверили, что до 20 апреля собирают все мнения и предложения, чтобы потом обнародовать и учесть в дальнейших законодательных документах самые интересные и полезные из них. Пока лидирует предложение предпринимателей о возможности приватизации арендуемого имущества.

В организации работы станций технического обслуживания назрела серьёзная проблема. Об этом недавно в Минске говорили участники бизнес-форума «Прибыльный автобизнес». Перед началом диалога организаторы провели опрос. Так вот, 20% владельцев так называемых легальных небольших СТО на грани закрытия. Почему?

Сначала это был бизнес мечты. А сейчас он мечтает поскорее избавиться: не от иллюзий – они-то утрачены давно, от своего собственного СТО. Олег с горечью шутит: за десять лет через его руки прошло столько автомобилей, а на свою по-настоящему хорошую машину он так и не заработал.

Говорит, требований к СТО – как к большому заводу. Нормы, мониторинги, налоги… Всё это позволяло держать десятерых сотрудников. Пока с 2014 года не появился новый – вменённый налог. Среди предпринимателей его, кстати, очень быстро окрестили «невменяемым».

Суть налога такова: государство рассчитало, в СТО, в котором работает не больше 15 человек, каждый сотрудник может ежемесячно приносить доход в Br26 млн. С этой суммы уплачивают всего 5%. Но ведь на станции технического обслуживания работают не только приносящие реальные деньги мастера, но и бухгалтер, уборщица, в конце концов, сам директор…

Олег Ткач, владелец станции технического обслуживания д. Лопатино (Гомельская область): «Обернулось тем, что пришлось сократить практически вдвое штат работников. Потому что ни бухгалтер, ни директор, по сути дела, не могут давать выручки как таковой».

Олег с завистью посматривает на коллег… из гаражей. Ни тебе налогов, ни проверок – всё в свой карман.

За плечами Андрея – четыре года в гаражах и столько же официального бизнеса в промышленной зоне Минска. Говорит: устал гоняться за клиентами, на «серый» гараж рекламу ведь не повесишь. С новым – официальным – статусом пришли, конечно, и новые заказчики. Только вот из прежней клиентской базы большинство предпочло и дальше обслуживаться в гаражах. Причина одна – там дешевле.

Типичный коллектив для маленькой такой компании. И только этих рук на качественный сервис едва ли хватит.

Андрей Мазалевский, владелец станции технического обслуживания (Минск): «Машины новые, технологии новые, надо новый инструмент, новое оборудование, а молотком и зубилом уже не обойдёшься».

Говорить о преимуществах легального и негаражного сервиса он может долго. Признаёт: среди коллег-гаражников хватает достойных конкурентов. Но всё же…

На нехватку клиентов здесь не жалуются. Автомобили, как ни крути, ломаются. Но рынок явно не резиновый.

Радужных перспектив здесь давно не рисуют. Если представить, что каждый из работников Андрея приносит ему по Br26 млн – как и предполагало государство – то его выручка должна составлять Br182 млн. В реальности за прошлый месяц вышло Br65 млн.

Андрей Мазалевский, владелец станции технического обслуживания (Минск): «Когда внесли изменения и начали платить вменённый налог, выходим чисто в ноль. Если получить выйти в ноль – то это очень хорошо. Раньше когда не было вменённого налога, было проще, что-то выходило ещё и себе в заработок. Сейчас просто плывём».

Плыть по течению, правда, в неофициальном русле решил и Геннадий. Его история – с точностью до наоборот. Работал мастером в официальном сервисе, а параллельно – как сам говорит, крутил в гараже – «сером», конечно. Уже год как ушёл с официальной работы. Зачем, мол, она нужна, если в спокойной обстановке – без суеты и начальства – зарабатывать можно куда больше. Найти в гаражной империи человека, который готов открыто говорить о своём маленьком нелегальном бизнесе, совсем не просто. Ведь в обход налоговой некоторые умудряются ежемесячно зарабатывать до трёх тысяч долларов.

Геннадий, владелец незарегистрированной станции технического обслуживания (Минск): «Каждый месяц по-разному, но за этот месяц чистыми, ну, долларов 700 вышло. Чем хорошо здесь – это общение напрямую с клиентом, я работал на станции, там было много недопонимания».

Он пробовал построить на этом гараже легальный бизнес, но быть «ИПэшником» не слишком интересно, а с расширением до ЧУПа (частного предприятия) придут и более масштабные налоги – те самые «вменённые».

Геннадий, владелец незарегистрированной станции технического обслуживания (Минск): «Если сюда придёт налоговая, вполне возможно будет штраф. Была у них операция – они ходили по гаражам, на тот момент закрывался, и никто никого не брал, ничего».

Если нелегальный автосервис обнаружат, в первый раз хозяину вынесут только предупреждение, второй – от 20 до 50 базовых, ну а если не понял и попался в третий раз – нависнет угроза конфискации оборудования. Но, кажется, при любом ужесточении законов такие мастерские будут. Несмотря на массовый ввоз машин с Запада в 2011 году и примерно 20 тысяч, ввезённых из России в конце 2014 года – абсолютное большинство автомобилей, зарегистрированных в Беларуси, – старше 10 лет. В то время как налоговые и другие службы продвигают условия для владельцев машин возрастом до 4-5 лет, ради ремонта которых и нужно ехать на «правильную» и недешёвую СТО.

Мы сравнили расценки на самые распространённые ремонтные работы, взяв за условный пример один из самых распространённых в стране бюджетных подержанных автомобилей. Разница – в два раза. А если речь пойдёт о том, заменят ли вам в центре проржавевшее крыло или просто перекрасят его в подпольном гараже – разница в стоимости – до 5 раз.

Итак, чем старше автомобиль среднего белоруса и чем ниже его платёжеспособность – тем чаще он будет искать знакомого мастера в гаражах. Особенно в регионах. Нецивилизованно? Зато экономно.

Вот он – по-настоящему малый бизнес. Две сотни гаражей в тихом месте Минска, и завсегдатаи говорят, что только в этом ряду наберётся с десяток нелегалов – просто прячутся за закрытыми воротами. Когда в 2013 году государство взялось навести порядок в этой сфере, нелегальных СТО в гаражных кооперативах насчитывалось порядка 30 тысяч. Официальных сервисов было чуть больше шести тысяч. Но за полтора года действия президентского Указа из гаражных нелегалов в официальные предприниматели переквалифицировались меньше 400 человек.

Если гараж всегда было принято считать местом для хранения автомобиля – по крайней мере, официально – то Указ разрешил оформлять в гаражах автомастерские. Сейчас таких – десятая часть всех СТО. Всего же их почти четыре тысячи – но это только официально. И эксперты рынка говорят, что количество легально работающих станций уменьшилось примерно на треть. Автосервисы, работающие «по-белому», якобы не выдерживают налогового бремени и переходят на серую схему ведения бизнеса. Совсем недавно одна компания провела опрос среди владельцев СТО: каким они видят своё будущее.

Дмитрий Костюкевич, координатор бизнес-форума: «984 директора – с ними было общение, и опрос показал, что порядка 80% готовы работать дальше, готовы в той ситуации, которая сложилась на рынке, готовы искать новые решения. Порядка 22% респондентов сказали: всё плохо, мы закрываемся».

Оксана Подорожная, заместитель начальника управления Министерства торговли Беларуси: «Спустя год действия налогового кодекса и вменённой нормы по инициативе бизнес-сообществ мы возвращаемся – это Министерство по налогам и сборам, Министерство торговли, Министерство экономики и Министерство финансов – возвращаемся к пересмотру этой нормы. Есть разные мнения по поводу неё. У большого бизнеса – одно, у малого – другое. Для консолидированного решения нужна консолидация всех бизнес-сообществ».

Другими словами, налог не уберут, но подкорректируют. Позиция малого и среднего бизнеса понятна. Что с большим?

Сергей Баранов, представитель Ассоциации предприятий автомобильного сервиса: «Безусловно, дилерским станциям выгодно это. Они будут развиваться, строить сервисные СТО. Они будут повышать уровень СТО в Беларуси – но какой ценой это будет производиться?»

Выходит, крупные и сильные выживут за счёт слабых. Таково мнение независимой ассоциации. Причём, по её оценкам, сильных игроков на этом рынке не более 15%. Абсолютное же большинство – малый и средний бизнес. Те самые станции и мастерские, в которых работает менее 15 человек.

Сергей Баранов, представитель Ассоциации предприятий автомобильного сервиса: «67% всех СТО работают на арендуемых площадях – это очень важно. Когда у тебя есть налоговое бремя вменённого налога и аренда – а это очень серьёзные затраты, выжить невозможно. Я не хочу сказать, что государство ошиблось. Гос-во, когда вводило этот налог, оно взяло очень сильное, крепкое СТО, которое не является средним классом, и взяло автомобильного дилера и противопоставило. Вот в этом плане вменённый налог для такого сильного СТО – класс. Здорово. Потому что они себе могут позволить. Как правило, у сильного СТО не аренда, это собственные площади, это должным образом оформленные сотрудники. И оно отсеяло всех, кто ниже этого высокого уровня».

Парк легковых машин в Беларуси – 2,5 млн. А стоимость нормо-часа в дилерском центре – 400-500 тысяч рублей. Все ли могут себе позволить? Конечно, нет. Значит, СТО так называемой шаговой доступности должны быть. Но какими? В полутьме, с набором гаечных ключей и едва сводящими концы с концами мастерами? Если вид современной небольшой станции должен быть другим, то всего-то нужно немного оборотных средств, пусть небольшая, но постоянная маржа, которую толковый владелец мог бы вкладывать в развитие собственного бизнеса. А пока…

Олег Ткач, владелец станции технического обслуживания д. Лопатино (Гомельская область): «К сожалению, я не могу написать заявление и уйти. И устроиться на другую работу. Потому что на мне всё это, я отвечаю за всё. И просто написать заявление и уйти не могу. Я заложник своего бизнеса».

Андрей Мазалевский, владелец станции технического обслуживания (Минск): «Бывают моменты, когда приходит время платить налоги, зарплаты, покупать новое оборудование, иногда задумываешься, а надо ли тебе это. Проще уйти куда-то в гараж, в тень».

Геннадий, владелец незарегистрированной станции технического обслуживания (Минск): «Я приостановился, решил либо подкопить, либо может что-то поменяется – когда будут лучшие условия. Попытки всё равно есть и желание есть».

По нашей информации, все стороны должны прийти к общему знаменателю – так каким же быть вменённому налогу – в мае. И пусть предпринимательская деятельность – это, конечно, инициатива на свой страх и риск, но ведь все хотят качественного автомобильного сервиса по доступным ценам.

Подписывайтесь на нас в Telegram