В последнее время мы перестали следить за курсом доллара. Он стоит 2 рубля. И сегодня, и вчера, и несколько месяцев назад. Следить за колебаниями валют неинтересно, тем более что на вес кошелька это не влияет. Теперь это удел специалистов.

Возможно, вы заметили, что в последнее время мы перестали следить за курсом доллара. Он стоит 2 рубля. И сегодня, и вчера, и несколько месяцев назад. Следить за колебаниями валют неинтересно, тем более что на вес кошелька это не влияет. Теперь это удел специалистов.

Подтверждение этому – ставка рефинансирования в Беларуси. Она достигла десятилетнего минимума. Сегодня она равна 10%. И это не предел. Такое снижение – продолжение политики Национального банка. Политики, за которую говорят «спасибо» предприятия, ведь кредиты дешевеют. Впрочем, видимая дешевизна «подсаживает» некоторых людей, например, шопоголиков, на иглу потребительского кредитования. Ольга Осадчая –  ставка на десятку.

Прибегая к кредитам, человек не сидит и не думает: «Так, я возьму в этом году, а, может, лучше сейчас?».

Так случилось и с Еленой. Деньги на срочную покупку понадобились, что называется, вчера. А сегодня на рабочем столе напоминание о том, сколько не забыть отщипнуть от зарплаты, чтобы вовремя рассчитываться с банком. Правда, теперь цифры можно скорректировать: после снижения ставки рефинансирования платёж по кредиту хоть немного, но уменьшился.

Экономия, казалось бы, скромная, но и сумма кредита у Елены небольшая. Ощутимее разница в платежах, к примеру, у тех, кто берёт у банка в долг на строительство жилья. Лет на 20. Однако и здесь плюс может обратиться в минус. Для тех, кто настолько привык жить взаймы, что уже не может остановиться.

Ставка рефинансирования в прошлом году ушла в настоящее пикирование. Снижалась восемь раз. С 17% до 11%. Нынешнее уменьшение (до 10%) – второе в текущем году. И эта отметка ещё и психологическая: ниже ставка рефинансирования в Беларуси не опускалась никогда.

Станислав Загоренко, директор производственной компании: «Без кредита, наверное, не решили бы все свои проблемы, так как у нас не хватает оборотных средств».

Четыре года назад он взял в аренду пустующее здание сельского магазина в агрогородке под Лидой и запустил штамповку стаканчиков для попкорна. Кто-то скажет: несерьёзное бизнес-кино, но компания Станислава до сих пор остаётся единственным белорусским производителем такой продукции. Причём вырасти помог, в том числе и кредит на покупку дополнительного оборудования. Партию из Бердовки уже заказывали и для московского цирка Никулина, и даже для чемпионата мира по футболу.

Кроме стаканчиков для попкорна, предприятие выпускает и другие виды одноразовой посуды. И теперь (с падением ставки рефинансирования) компания планирует взять ещё один кредит. Посчитали, что финансово потянут. Простая арифметика: несколько лет назад долг брали под 26,5%, сегодня рассчитываются уже под 12,5%. Экономия в месяц – почти три тысячи рублей. И если откладывать на покупку оборудования только эту разницу в выплатах, новый станок можно приобрести уже к следующей весне.

Тем, у кого есть кредит, радостно, тем, кто хранит деньги на депозитах не очень. Падение ставки влияет и на проценты по вкладам. В меняющихся условиях банкам тоже нужно думать о сохранении своей ресурсной базы, а отечественным предприятиям – о том, что же предложить белорусам, чтобы за деньги, которые становятся доступнее, покупали продукцию под знаком BY.

Георгий Гриц, кандидат экономических наук: «К сожалению, ясно это показала статистика прошлого года, люди вкладывают деньги в дорогую технику: телевизоры, автомобили. Белорусские производители не формируют кластер потребительский, мы создаём условия для дорогого импорта».

А вот на семейном предприятии Хамдамовых и планируют поймать момент, когда кредиты становятся доступнее, чтобы развить производство пусть не глобальных высокотехнологичных товаров, но того, где в каждой грани – своя идея и ни капли импорта.

Жанна Хамдамова, заместитель директора частного предприятия: «Интересная форма для бутылки… Изготовлена и рассчитана по геометрическим параметрам пирамиды Хеопса».

Семейному предприятию нужно купить ещё как минимум одну машину. Тогда можно будет расширить и список заказчиков, и штат. Цена вопроса – десятки тысяч рублей и, возможно, для этого малого бизнеса сейчас время больших перспектив, когда ставок… высоких ставок больше нет. 

Подписывайтесь на нас в Telegram