Старость на радость

Тем, кто давно и регулярно занимается спортом, это пояснять не нужно. Но для остальных, пожалуй, стоило бы. Спорт не может быть хобби. Тесновато ему в этом понятии. Спорт, если вы к нему привыкаете, становится образом жизни. И ко всему, что вашу жизнь составляет, вы начинаете относиться по-другому. И к хобби в том числе.

Тем, кто давно и регулярно занимается спортом, это пояснять не нужно. Но для остальных, пожалуй, стоило бы. Спорт не может быть хобби. Тесновато ему в этом понятии. Спорт, если вы к нему привыкаете, становится образом жизни. И ко всему, что вашу жизнь составляет, вы начинаете относиться по-другому. И к хобби в том числе.

Как-то у Владимира Маслаченко, выдающегося спортсмена и футбольного комментатора, спросили, что такое спортивный характер. Он ответил вопросом: скажите, перед тем, как браться за что-то, вы знаете, что добьётесь того, чего хотите? Ему отвечают: ну, это зависит от многих факторов… Не дослушав до конца, Маслаченко говорит: а я знаю, что добьюсь.

Вот возьмите хоть прекрасное увлечение старыми автомобилями. Недавно в Польше проходило состязание, которое условно можно назвать «ралли олдтаймеров». Понятно, что на машинах, некоторым из которых лет 70, по-настоящему гоняться не будешь, не в этом суть мероприятия. Но те участники, у кого спортивный характер, ехали всё-таки за победой.

К старту подъезжают два миллиона евро – Мерседес-SL «Крыло Чайки» именно столько стоит, но не факт, что цена авто будет тождественна его успехам в гонке. Её может выиграть и 90-летний «Форд-Т», и 300-сильный «Форд-Мустанг» эпохи молодости Рэмбо. Зачёт общий. Порядок старта – согласно году выпуска авто.

Здесь сложно делать ставки на победу. Как и понять тех, кого привлекает гонять по брусчатке на машинах, место которым, казалось бы, в музейной тиши. Например, «Форд-Тандерберт» – редкая птица, в Беларуси вообще единственный экземпляр, и заглох прямо перед стартом.

Ежегодный общепольский чемпионат по ралли на старинных автомобилях – это развлечение для тех, кому поднадоела гонка за техническим прогрессом, и машины, выпущенные 30, 40, а то и 100 лет назад, кажутся даже более привлекательными, чем современный ширпотреб.

Роб Викель, участник из Голландии: «Сегодня нам пришлось много-много ездить по грунтовым дорогам, без асфальта. Но мне нравится такое!»

Правда, сломя голову гонять на старичках гонка не требует – важнее точность прохождения спецучастков: восьмёрку откатать, конусы не задев; остановиться напротив препятствия, едва коснувшись его передним бампером.

Мирослав Пискорек, командор ралли олдтаймеров в Люблине: «Система оценки дифференцирована. Чем старше авто, тем меньше оно имеет штрафных очков на спортивных спецучастках».

Ещё понадобится умение ориентироваться по легенде (по карте, на местности) без навигатора, ну, и знание устройства автомобиля и автомобильной истории лишним не будет. К примеру, на одном спецучастке нужно угадать, каким маркам авто принадлежат решётки радиаторов. А вот здесь помочь сломавшимся коллегам. Ну и, конечно, соблюдение скоростного режима никто не отменял.

Кто может позволить себе участие в таком ралли? Любой, кто имеет автомобиль старше 25 в приличном состоянии. А с этим в Польше проблем нет.

Мирослав Пискорек, командор ралли олдтаймеров в Люблине: «Сейчас очень популярно собирание старых автомобилей. Если ты что-то можешь делать своими руками в гараже, то это даже не такое и затратное хобби».

Любой желающий может купить в Европе или Америке недорогой старинный автомобиль и поставить его на учёт в обход таможенных пошлин и дорожных налогов. Такой авто будет иметь специальные регистрационные знаки ретроавтомобиля. В этом статусе использовать его в повседневных целях не выгодно, а покататься летом – вполне.

Николай Демидов, председатель клуба «Машина времени»: «Люди поняли, что вкладывать деньги в современный автомобиль уже нет смысла, потому что они постоянно, каждый год, каждый месяц, каждый день обесцениваются. А старые автомобили только дорожают».

Вообще в Польше много интересных автомобилей. Например, немецкий NSU. Американцам он напомнит «Шевроле-Корвейр», а советскому гражданину – ушастый «Запорожец».

Проводятся подобные соревнования почти каждую неделю и собирают до сотни автомобилей за раз. В том числе и из соседних стран. Например, команда из Львова – бывалые искатели приключений. Уже не первый год путешествуют по Европе на «Запорожце».

Белорусские экипажи также жалуют подобные мероприятия. Олег Казак приехал на ралли на 968-м «Запорожце». Его автомобиль – коллекционный экземпляр – всего 2000 километров оригинального пробега. На вопрос, как сохранить автомобиль в первозданном состоянии, обычно отшучивается.

Олег Казак, владелец ЗАЗ-968М «Запорожец»: «Вовремя законсервировать и поставить в “холодильник”, а точнее в абсолютно сухой гараж и накрыть тонким одеялом».

Такие мероприятия в первую очередь – это развитие туризма: загруженные гостиницы, рестораны, местные музеи. Ну и праздник на центральной площади: обычно там проходит главное действо – конкурс элегантности, в котором участники должны предстать в наряде, соответствующем эпохе автомобиля.

Томаш Михальчук, участник ралли: «Это есть ралли старинных автомобилей, и каждый участник должен выглядеть соответственно эпохе автомобиля. Мы с коллегой оделись как шейхи, потому как приехали на огромном американском “Бьюике”, какой есть в коллекции шейха Катара».

Тут будут и итальянские мафиози, и англичанин Шерлок Холмс, и советский номенклатурный чиновник.

В наполнении туристических мест в Польше поднаторели: например, в курортном городке Бельско-Бяла подобными фестивалями загружают летом горнолыжные курорты. И любители автомотостарины – это лишь частный случай хобби-туризма. Подобные мероприятия устраивают и для велосипедистов, и для танкистов.

Закрытая несколько лет назад ткацкая фабрика Жирардуве превращена в музей, гостиницу и бутики. Современный научно-технологический комплекс под Люблином, на который также может турист попасть; фермерское хозяйство и по совместительству музей тракторов. Хороший пример и для Беларуси. Но случаи, когда польские туристы едут к нам на подобные фестивали, пока единичны. Отпугивает и визовый барьер, и запутанное таможенное законодательство. Да и предложений от нас пока меньше, чем хотелось бы.

Евгений Павлющик, владелец автомобиля ГАЗ-21 «Волга»: «Эти ралли не для того, чтобы показать какие-то результаты, получить приз. Эти ралли проводятся для того, чтобы люди могли пообщаться, могли показать красивые автомобили».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Андрюшин
География:
Польша