Старый Арбат опустел: музыканты и художники оказались вне закона. За неповторимую атмосферу улицы вступились российские деятели культуры

После новых редакций законов о тишине и о предпринимательской деятельности отсюда исчезли художники и уличные музыканты. За неповторимую атмосферу Арбата уже вступились российские деятели культуры. Они предлагают хотя бы для одной улицы сделать исключение.

Зачищать или защищать? В Москве пытаются решить судьбу одной из самых известных туристических улиц города  Старого Арбата. После новых редакций законов о тишине и о предпринимательской деятельности отсюда исчезли художники и уличные музыканты. За неповторимую атмосферу Арбата уже вступились российские деятели культуры. Они предлагают хотя бы для одной улицы сделать исключение.

Рисовать, петь, танцевать. Всё, чем раньше привлекала туристов со всего мира, пожалуй, самая известная улица Москвы – Старый Арбат – теперь вне закона. На каждом углу развлекать прохожих уже не позволено. Сразу две новые нормы российского права, вступившие в силу совсем недавно, определили: художникам надо покупать лицензии и выставлять только «оригинальное» искусство, а музыкантам – не превышать уровень шума в 40 децибел (у электрогитары, например, он в два раза выше), и играть в специально отведённых местах. Арбат в этом смысле сразу же перестал быть брендом из путеводителей. Таких перемен решительно требовали местные жители.

Длина Старого Арбата чуть больше километра. Многие туристы, которые приезжают сюда ради прогулки, даже не знают, что здесь всё ещё живут люди. На улице прописано полторы тысячи человек. Именно они и добились того, что из когда-то поющих здесь остался только памятник Булату Окуджаве.

Вступиться за творческих «детей Арбата» решили их профессиональные коллеги по цеху. Говорят, без свободных художников эта улица потеряла свою неповторимую атмосферу. В мэрию Москвы уже направлено письмо с призывом вернуть на Арбат мастеров кисти и вокала. Подпись под ним поставили Валентин Гафт, Иосиф Кобзон, Василий Лановой и самые известные российские барды.

Вероника Долина, поэтесса, бард: «Конечно, Арбат – это особенное место, что здесь подчёркивать? Конечно, из московского глаза это слово выжимает слезу, из немосковского сердца к этому тянутся любопытные глаза превращающихся в детей, приезжающих в наш город».

Кроме того, утверждают «заслуженные и народные», Арбат это ещё и шанс для талантливых. Это была, пожалуй, единственная площадка в Москве, где можно было бесплатно выступить. Да так, чтобы тебя заметили. Именно так получилось, например, у минчанина Александра Анисимова. На Арбате, куда он приехал спеть, совершенно случайно дуэт ему составил лидер группы Aerosmith Стив Тайлер.

Александр Городницкий, заслуженный деятель искусств России: «Там были и представители Беларуси, и Украины, и Кавказа… Арбат является таким шампуром, на котором многие вещи держатся».

У местных жителей свои доводы: кроме постоянного шума, на улице всегда мусор и грязь. Чтобы переулки Арбата не превратились в общественные туалеты, людям пришлось закрыть все дворовые арки металлическими заборами. Теперь (после победы над художниками и музыкантами) районная префектура намерена пойти на штурм многочисленных ресторанов и сувенирных магазинов.

Евгений Бабенко, глава муниципального округа Арбат: «Нужно добиваться, чтобы это был статус исторически заповедной части Москвы. Что если там открывается какое-то кафе, то это не “шашлык-машлык”, а как это была в своё время Венская кондитерская, когда запах корицы был по всему Арбату, наконец-то мы восстановим колокольню Николы Явлинова, о которой ещё Толстой писал, что без неё Арбат слепой».

Пока же столичные власти предлагают музыкантам спуститься в метро. В городе даже запустили сервис для регистрации тех, кто хочет спеть в московской «подземке». Вот только желающих пока немного. Атмосфера Арбата, объясняют свободные художники, не создаётся по заказу.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Москва