В начале месяца Конгрессу США был представлен документ с устрашающим названием – «Защита американской безопасности от агрессии Кремля».
Формально причина – скандальное «дело Скрипалей». А в четверг Вашингтон сообщил, что вводит в отношении Москвы новый пакет ограничений: с 27 августа Россия не сможет покупать товары военного или двойного назначения. Но это лишь первый этап. У Москвы будет 90 дней, чтобы доказать, что она не использует химическое оружие. Если нет – американские банки не будут давать займы правительству России, долларовые счета российских банков будут заморожены, «Аэрофлоту» запретят летать в США, а дипотношения Вашингтон грозит сократить вплоть до полного разрыва. На этом фоне курс российского рубля стремительно начал снижаться.
Охладели отношения США и Евросоюза, санкции в отношении России грозят новой «холодной войной», обмен взаимными пошлинами с Китаем. А теперь ещё и Турция. Что ж такого не поделили Анкара и Вашингтон? Да так не поделили, что турецкая лира рухнула на 45 процентов, люди побежали скупать доллары, спровоцировав инфляцию в 20 процентов. Есть в этом причины внутренние – Турция слишком зависит от импорта, а ставки по кредитам в лирах высокие, что привело к тому, что банки и бизнес заняли за границей 200 миллиардов долларов. Есть причины и внешние, и снова – США и защита рынка от импортной стали и алюминия, механизм такой же, как с Китаем – повышение пошлин на импорт. Стамбул ответил ростом пошлин на американские табак, алкоголь, автомобили, косметические изделия, рис и фрукты. И, похоже, страсти только накаляются, хотя Турция одним решением Трампа за две недели оказалась на грани дефолта. Чем это грозит?
Внешняя политика США, а точнее нынешнего президента напоминает поведение слона в посудной лавке. Санкции, угрозы и давление «на всех и вся» запустили процесс политического сближения Москвы, Анкары и… Берлина. Казалось бы, причём тут Германия? Ответ простой – российский газ.
Американские санкции во многом направлены против строительства двух газопроводов – «Турецкий поток» и «Северный поток-2» с выходом именно в Германии. И желание Берлина и Анкары вести цивилизованный бизнес логично. Европа сомневается – нужно ли и дальше жертвовать своей экономикой ради экономики американской? Ведь санкции против России, навязанные Штатами, принесли Германии кучу проблем – а Вашингтон ещё и «добил» партнёра пересмотром условий торговли. И Ангела Меркель ещё в мае заявила, что «Германия больше не может полагаться на других для обеспечения безопасности». «Других» – это как раз про США. Мировой порядок, очевидно, меняется: на прошлой неделе канцлер Германии и президент России обсудили строительство «Северного потока-2», причём Путин и Меркель сошлись на том, что неправильно каким-то образом политизировать этот проект.
Более того, на 7 сентября намечена встреча в Стамбуле президентов России, Турции, Германии и Франции. Формально – чтобы обсудить ситуацию в Сирии. Но эксперты уверены, что лидеры поговорят о строительстве «Турецкого потока» и о том, что пора дружить без учёта интересов США.
Подписывайтесь на нас в Telegram