К громкому уголовному делу. В Гомеле судят Сергея Дербенева. Его называют последним из лидеров банды Морозова, которая в 90-х наводила ужас на жителей юго-восточного региона.
Убийства, грабежи, рэкет – преступная группировка отличалась безжалостными выходками. И Дербенев – один из верховодов, которого подозревают в убийстве сразу восьми человек. 16 лет он скрывался от правосудия и все-таки его нашли. Наши коллеги из программы «Тревожная кнопка» провели собственное расследование. Впервые на экране – откровения тех, кто лично смотрел смерти в глаза.
Они хотели стать «крестными отцами» Беларуси. История самой жестокой и кровавой банды началась в 90-х в районе «Гомсельмаш». Два друга, Морозов и Матюшков, начнут с рэкета, подожмут под себя Центральный рынок и обложат данью палатки – $15 с торговца.
Тогда в Гомеле действовали 6 крупных преступных группировок. «Морозовцы» устранят конкурентов и установят свой контроль. Первое убийство: уголовного авторитета Савича пристрелят на его же кухне. А дальше – конвейер.
Алексей Аксенов, начальник 2-го отдела 2-го управления ГУБОПиК МВД: «После совершения убийств не особо переживали по поводу сокрытия улик и трупов потерпевших. Как правило, потерпевшие были либо утоплены, либо их трупы были сброшены в речку Сож».
Каждого убитого они привозили сюда. Привязывали к телам гусеничные траки. И скидывали вниз.
Вячеслав Бычков, потерпевший: «Они как звери, почувствовали один раз кровь и потом уже как вампиры, не могли остановиться».
В 93-м Вячеслав отмечал освобождение товарища из тюрьмы. Собрались в «Туристе» – излюбленное место всех братков. Здесь его и поджидала смерть.
Вячеслав Бычков, потерпевший: «Я стоял возле входа, там разговаривал. И его киллер штатный Тюнис Андрей отошел метров на пять вниз по лестнице, встал к стене, уже поздно было, темно, ну, и выстрелил в меня».
Штатный киллер «морозовцев» сделает три выстрела. Одна пуля попадет в голову.
Вячеслав Бычков, потерпевший: «Пуля прошла в затылок и вышла здесь, возле носа, прошла внутри по черепу, перебила ушную трубу, височную кость раздробила».
Второй выстрел – мимо. А третью пулю остановит... нога товарища.
Вячеслав Бычков, потерпевший: «Меня спасло то, что вышел мой товарищ, и у него нога очутилась напротив меня, мне врачи сказали, если б еще две пули в любое место мне попало, я бы просто истек кровью».
«Морозовцы» хотели, чтобы Бычков платил. У того был строительный бизнес. Когда отказался, в банде решили: нет человека – нет проблемы. Ему повезло, хотя 13 операций до сих пор беспокоят. А вот киллера «убрали» свои же – тот приедет в гости, и его выйдет встречать Дербенев. В ОПГ все знали: «Если Дербень обнял – человека больше нет…» Собеседник расслаблялся, и в это время Дербенев сжимал сильнее.
В нулевых бандой вплотную займутся опера. Не те, кого запугали или подкупили. Но бандиты тщательно заметали следы. Они даже будут переставлять дорожные знаки и километровые столбики в местах, где хоронили жертв. 7 месяцев активного поиска – страшные находки. И – задержание банды. Но операция сорвется.
Алексей Аксенов, начальник 2-го отдела 2-го управления ГУБОПиК МВД: «Участники банды были предупреждены о приезде членов оперативной группы, и многие лидеры успели скрыться к нашему приезду, Дербенев убежал дальше всех».
Украина. Казахстан. Потом Россия. Как можно дальше от Беларуси. Последней точкой станет Владивосток. Именно здесь он начнет новую жизнь.
Инна Дербенева. Она до сих пор носит фамилию бывшего мужа. Но отказывается верить в то, что жила с тем, кого обвиняют в восьми убийствах.
Инна Дербенева, бывшая жена Сергея Дербенева: «Я не хочу сказать, что он святой, но вот было у него благородство, мушкетерство какое-то».
Вячеслав Бычков, потерпевший: «Он такой же зверь, как они все остальные, может быть, еще и хуже».
Инна Дербенева, бывшая жена Сергея Дербенева: «Я, конечно, не в курсах, но, может, он рядышком стоял, потому что, ну, со стороны даже жестокости я не видела».
На самом деле Дербенев занимал важное место в самой кровожадной группировке Беларуси.
167 томов уголовного дела. И самая большая камера для подсудимых. 1 декабря 2006 года Верховный суд вынесет приговор.
Троих расстреляют. Остальные получат до 20 лет лишения свободы. А Дербенева будут искать 16 лет. И все-таки найдут.
Алексей Аксенов, начальник 2-го отдела 2-го управления ГУБОПиК МВД: «Он сделал себе поддельные документы и начал новую жизнь, с учетом личности Дербенева, он являлся одним из самых скрытых, самых дерзких участников банды, лидеров банды».
Новая семья. Новая работа. Новая легенда. Мол, родился и вырос в России. А потом вдруг случайно в 2011-м году ударился головой. И потерял память.
- Гражданином кого вы являетесь?
– Российской Федерации.
– Гражданство России когда получили?
– Гражданином России являлся.
– Где получали первый паспорт гражданина России?
– Во Владивостоке.
– С 16-летнего возраста, находясь здесь, во Владивостоке, вы получили первый паспорт, да?
– Да.
– За что задержаны, вы знаете?
– Нет.
Алексей Аксенов, начальник 2-го отдела 2-го управления ГУБОПиК МВД: «Взял имя Коваленко Сергей Николаевич, и если бы ни небольшая его оплошность, возможно, так и не смогли бы мы выйти на его след».
Он все просчитал: уехал почти за 10 тысяч километров, не брал в руки телефон, не пользовался интернетом. Но просчитался. Отпечатки пальцев «Коваленко» и Дербенева совпали. И вот он перед судом. 50 томов уголовного дела из 167 принадлежат только ему одному! 8 жертв. И это лишь начало его новой главы в этой слишком страшной истории.
Подписывайтесь на нас в Telegram