Сегодня депутаты приняли поправки в некоторые законы, касающиеся обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных соревнований. В частности, болельщикам могут запретить вход на трибуны стадионов за агрессивное поведение. И хотя такие фанаты у милиции «на карандаше», остановить разжигателей конфликта в самый его разгар сложно. Лучше не допустить. Поможет ли законодательная инициатива отделить хулиганов от болельщиков и спорт от фанатских разборок?
Весну этого года столичные футбольные фанаты запомнят надолго. Длительные сроки от четырёх лет общего до 12 усиленного режима получили болельщики клуба «МТЗ» за жестокую драку с поклонниками клуба «Торпедо» в 2014-ом. А в 2015-ом «тракторозаводцы» схлестнулись уже с «динамовцами». В минском метро досталось и милиции.
А это уже май 2014-го (см. видео – прим.ред.), финал Кубка Беларуси возле «Борисов-Арены» начался не со свистка судьи, а со стычки болельщиков гродненского «Немана» и солигорского «Шахтёра».
Неуёмным поведением отличаются фанаты всех белорусских клубов. Не стесняются в высказываниях. И на сектор приходят не только с кричалками.
Выяснение отношений между фанатскими группировками – обычное дело. Но милиция забила тревогу. Это не спорт, а повод выяснить отношения. И он переходит грань закона, становится хулиганством. Нужно навести порядок – решили в органах. И в 2015-ом, в Барановичах, ОМОН урезонил особо буйных.
Противостояние фанатов и милиции длится уже десять лет. Были и бойкоты матчей, и ужесточение досмотра. Но всё же арены не должны быть местом фанатских разборок. И для этого на них не должно быть разжигателей конфликта. В милиции уверяют: каждого агрессивного фаната (благо, их не так много) знают в лицо. Но не пустить его на спортивную площадку нельзя: нет такого нормативного акта. А вот когда появится закон о работе с болельщиками, вход на трибуну им точно будет запрещён.
Александр Богданович, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Этот закон ни в чём никого не ущемляет, он просто делает безопасным нахождение на стадионах порядочных болельщиков, которые любят спорт, которые болеют за спорт. Это действует только на проведении спортивных мероприятий. То есть тот, кто нарушил, он может тренироваться и посещать спортивные объекты вне соревновательных дней».
Сегодня абсолютным большинством депутаты изменения поддержали. Пока, правда, только в первом чтении. Дополнительное наказание, по проекту закона, будет грозить, к примеру, за мелкое хулиганство, участие в драках, распитие алкоголя и демонстрацию нацистской символики. В зависимости от тяжести правонарушения вход на спортивные площадки хулиганам закроют на срок от трёх месяцев до трёх лет.
Николай Мельченко, заместитель министра внутренних дел Беларуси: «Активных болельщиков у нас 3,5 тысячи. В частности, это касается именно футбольных болельщиков, потому что они, как правило, создают нам больше всего проблем. В то же время количество "засветившихся" своими противоправными действиями болельщиков сейчас составляет 130 человек, больше всего их в Минске, затем по количеству "горе-болельщиков" следует Минская область. Но их анализ и учёт будет вестись только после принятия соответствующих изменений в закон».
Окончательного решения, каким будет механизм работы с футбольными хулиганами, пока нет. Но депутаты учитывают европейский опыт. В первую очередь Великобритании. Хулиганство как массовое явление появилось здесь в 70-ых. В Лондоне, Ливерпуле, Манчестере в болельщиков команды-соперницы летели монеты, камни, сидения и файеры, доставалось и футболистам, ради которых, по идее, и приходят на стадион. Когда ситуация стала критической, бороться с фанатами стали на государственном уровне.
«Фанатский закон» в Британии приняли в 75-ом. Конные полицейские сопровождали зрителей из других городов от вокзала до стадиона, в Скотланд-Ярде создали «футбольную разведку», но главное – болельщиков поделили на три категории: «А» – «лояльные»; «B» – «при определённой ситуации могут совершить правонарушения»; «С» – «ярые фанаты, хулиганы, зачинщики скандалов и правонарушений». Работой именно с категорией «С» занимаются во всём мире.
В этом сезоне футбольный бум – в городе над Бугом. В брестское «Динамо» пришли зарубежные инвестиции, а амбиции коснулись не только турнирной таблицы, но и работы с болельщиками. На игры чемпионата и Кубка приходят по десять тысяч человек – для Беларуси цифра фантастическая. Но никаких беспорядков на фан-секторе нет.
Хватает в Беларуси и хоккейных болельщиков, 15-тысячная «Минск-Арена» едва вмещает всех желающих поддержать минское «Динамо». Но правонарушений не много.
А вот на матчах других команд, в первую очередь футбольных, где зрителей набирается от силы тысячи две, балом правят агрессивно настроенные фанаты. С ними, как ожидается, и будет активно работать милиция.
Дмитрий Курьян, Заместитель начальника главного управления – начальник управления охраны правопорядка ГУОПП МОБ МВД: «У сотрудников милиции будут списки лиц, которым запрещён проход на спортивный объект. Второе – это визуальный контакт, сотрудники будут наблюдать. Как правило, многих "болельщиков", которые совершают правонарушения и склонны совершать правонарушения, сотрудники милиции знают в лицо. Ну, и третье, конечно, – это технические средства. Это системы видео-мониторинга, которые оснащены видео-аналитикой, позволяющей определить из потока граждан лицо, которому запрещён проход, дать сигнал об этом сотруднику милиции и, соответственно, сотрудники милиции запретят проход».
Важный вопрос (он прозвучал и от депутатов) – не скажутся ли нововведения на бюджете? Техническое оснащение стоит немалых денег.
Вячеслав Дурнов, первый заместитель министра спорта и туризма Беларуси: «Болельщикам не о чем волноваться».
При этом «чёрный список» фанатов МВД скрывать не намерено – его разместят на сайте ведомства. И вероятность того, что для правонарушителя нахождение там станет сюрпризом, исключена: решение в любом случае будет принимать суд. Не все фанаты, конечно, признают необходимость этого закона, наверняка некоторые псевдоболельщики попытаются уколоть милицию – мол, пролоббировали ужесточение контроля на стадионах. Но всё же цель закона предельно понятна: спорт – это развлечение до седьмого пота, а не игра до первой крови.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram