Чему можно научиться в агроклассах? Республиканский педсовет собрали в Гродненской области.
Специальные факультативы существуют в школах страны уже полгода. Задача – мотивировать старшеклассников к поступлению именно в сельхозвузы. Но обучением будущих кадров занимаются обычные школьные учителя… Некоторые и ферму-то видели только по телевизору!
Как сказывается недостаток азота на здоровье пшеницы и что делать, если коровам не хватает цинка? Основы аграрной науки в школе Квасовки изучают дважды в неделю. Правда, урок больше похож на мастер-класс: ни учебников, ни задач. Да и цель другая – просто и доступно рассказать старшеклассникам о главном, что может пригодиться будущему аграрию в работе. Вход по желанию.
Уже полгода такие агроклассы работают в школах по всей стране. Идею ещё весной на совещании по развитию села подал Глава государства. Тогда же прозвучала и проблема – дети поступают в аграрные вузы, но трудиться в деревне не хотят. В хозяйствах после отработки остается лишь половина. Правда и это прогресс, ещё 10 лет назад – лишь треть. Агроклассы эту проблему должны снять. К тому же выпускников таких курсов в профильный университет принимают без экзаменов и сертификатов.
Олег Косенюк, начальник управления образования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «Потом выпускники этих аграрных вузов приходят на производство и, зная это производство уже со школьной скамьи, естественно, быстрее адаптируются».
И таких школьных «инкубаторов» только в Гродненской области открылось больше 30. В них обучается почти 220 школьников. На изучение основ сельхознаук отводят два года. Никаких лекций. Экскурсии, интерактив, квесты – занятие должно быть максимально интересным. Программы разработали сами вузы. Обучение же отдали на откуп учителей биологии и химии.
Светлана Сергейко, ректор Гродненского областного института образования: «Вузы, конечно, справились с задачей очень достойно. Они разработали очень мощную серьёзную обучающую программу. Но не учли того, что это школьники. Поэтому Институт развития образования в этой ситуации и должен выступить палочкой-выручалочкой для учителя. Как сложный научный, но интересный материал преподнести так детям, чтобы они не только узнали новое, но полюбили профессии АПК?»
Так что вместе с детьми учатся и сами педагоги. Самостоятельно осваивают более 20-ти сельскохозяйственных специальностей – мелиорации, агрономии, устройства техники, рыбоводства. Облегчить процесс адаптации взялись в Гродненской области – уже в третий раз собрали учителей со всей страны и вывезли их, что называется, «на место». Обсуждение всех проблем и наработок, вопросы аграриям – по ходу.
Помогать объяснять азы школам готовы и сами аграрии. Особенно когда, как в Квасовке, администрация хозяйства – в соседнем здании. Идею поддерживают, уверены: кадры – главное. Тем более что технологии уж слишком быстро идут в село – точное, органическое земледелие, космические технологии и роботы. Разбираться надо во всём.
Сергей Кремко, председатель производственного кооператива имени В.И.Кремко: «Сегодня катастрофического недостатка специалистов в нашем хозяйстве нет. Но, тем не менее, мы находимся в поисках специалистов такого ранга, которые больше понимают, поэтому вводятся некоторые новые должности в связи с программным обеспечением, сложностью оборудования».
Сегодня во всех областях Беларуси открыты более 200 агроклассов. Основы науки изучают больше 1200 школьников. Год называют пробным, главные рабочие слова – «отшлифовать» и «упростить». Это и предстоит делать до следующей осени, в том числе на выездных встречах учителей.
Подписывайтесь на нас в Telegram