Спаси и сохрани

К выходным опять похолодало. И многие любители порыбачить и покататься на коньках, устремились  к водоёмам. Хотя лёд ещё тонок.

К выходным опять похолодало. И многие любители порыбачить и покататься на коньках, устремились к водоёмам. Хотя лёд ещё тонок. 

С начала сезона его жертвами стали пять человек. В среду спасатели извлекли со дня озера Рукшанское в Ушачском районе тело мотоциклиста. Вместе с двухколёсным другом. Неделю назад он отправился порыбачить. Ранее погибли ещё три рыбака. 

И 14-летний подросток, санки которого вылетели на слишком тонкий лёд.  Это было на Гомельщине. Так что будьте предельно осторожны!

Вообще, в центре водолазно-спасательной службы огромное количество разнообразного оборудования. К примеру, вот это снаряжение осталось ещё со времён Советского союза, а вот это – тот костюм,  в котором спасатели погружаются под воду и сегодня. Как правило, в центре с 9 до 13 часов тренировка. Сегодняшняя задача – спасение пострадавшего, который находится в затонувшем автомобиле. Ради эксперимента мы решили выполнять эту задачу по-разному – штатный сотрудник водолазно-спасательной службы будет делать это в устаревшем костюме. Ну а я соответственно, в новом.

Легендарный «трёхболтовик» назван так из-за особенностей крепления шлема. Новый костюм с дыхательным аппаратом – это около 30 кг, «трёхболтовик» – 80. Погружения под лёд – одни из самых опасных. Связь с помощью троса каждые две минуты. Нужно дёргать его в ответ на такой же сигнал страхующего. Потерять эту связующую  нить – смерти подобно. По крайней мере, на 80% – именно такая смертность водолазов потерявших трос.

Даже в новом костюме без должной водолазной подготовки проплыть нужное расстояние до машины – отрывок из фильма «Миссия не выполнима». Профи из числа спасателей даже в устаревшем костюме делает свою работу играючи.

Многие наверняка в курсе – авиапарк наших спасателей востребован не только внутри страны, но и за рубежом. К примеру, вот этот Ми-26 уже стал притчей во языцех он снимался не с кем-нибудь – с Самим Брюсом Уиллисом в очередном «Крепком орешке». А вот этот старичок Ми-8 буквально пару лет назад был отремонтирован на Барановичском авиаермонтном заводе, а уже в этом году активно тушил пожары в Турции. Сегодня у меня появилась беспрецедентная возможность побыть в роли второго пилота и понять, что это такое – быть спасателем под облаками.

Вернее выразиться – быть статистом под облаками. Всё же пилотирование вертолёта – дело серьёзное. В квалификации пилотов МЧС сомневаться не приходится. Сложно предположить, что в Греции, Турции, России и Латвии не своих специалистов по пилотированию, тем не менее, именно наши спасатели год за годом вылетают туда совсем не на отдых.  

Хватает работы и внутри страны – патрулирование лесов во время засухи, и даже доставка органов для пересадки – оперативнее спасателей никто этого сделать не может. Эвакуация пострадавших  из любой точки. Вообще любой. В буквальном смысле.

Летать – удел не многих. А вот помочь тем, кто не долетел должен уметь любой ­спасатель. В том числе и этому учат в Институте МЧС под Борисовом.  

Тренажёр по отработке действий во время чрезвычайной ситуации на борту самолёта. События развиваются уже после посадки, как предполагается далеко не мягкой, на что как бы намекает угол наклона кабины и вот это вот общее задымление.

В первую очередь экипаж должен открыть все аварийные выходы и эвакуировать кого возможно. Самое главное, при таком вот спуске – не упираться ногами и вытянуть руки перед собой.

Пока спасатели встречают пассажиров на земле и только после входят внутрь.

Теперь в первую очередь нужно помочь выйти тем, кто сам сделать этого не может. И только когда все пассажиры в безопасности, можно приступать к тушению пожара.

Вообще, само понятие «дымовая камера» ассоциируется с каким-то небольшим по площади помещением. Но здесь совершенно не тот случай – 500 метров довольно сложного маршрута на четырёх уровнях. И проходить всё это надо в дыму, в темноте и с использованием дыхательных аппаратов, которые тоже не маленькие ни по весу, ни по габаритам.

Вообще, здесь отрабатывают три действия – разведка, поиск и эвакуация пострадавших. Но для дилетанта вполне достаточно и одного – пройти дистанцию.

Впереди – имитация подвала. Ещё с детства есть страх в таком потеряться. А теперь представьте, что там ещё и пожар. И через всё это надо бежать, перелезать, а при необходимости даже ползти.

Всё вот это называется «психологическая полоса». В принципе, она призвана помочь тем, кто её проходит, избавиться от неких своих фобий. Но вот когда первый раз смотришь на всё это, думаешь не о своих каких-то страхах и переживаниях, а о том, как всё это пройти чисто на физическом уровне. Вся дистанция – 440 метров и 24 элемента, каждый из которых способен не только напугать, но и серьёзно напрячь.

Официальный рекорд прохождения психологической полосы – 5 минут 23 секунды. Причём, половина дистанции проходится и вовсе в дыхательном аппарате.

Есть такое выражение, что в критической ситуации ты не поднимаешься до уровня своих ожиданий, а падаешь до уровня своей подготовки. К спасателям это относится в полной мере. К примеру, некоторые по приходу в профессию бояться переступать через более-менее открытое пламя. Зато «психологическая полоса» эту фобию как рукой снимает.

Конечно, освоить спасательское дело экстерном попросту невозможно. Разве что попытаться прислушаться к ощущениям, как это принцип «спаси и сохрани» ежедневно претворять в реальность. Кроме трудной физической работы это ещё и способность постоянно переступать не только через огонь – через себя и свои страхи, чтобы другим не нужно было бояться.  

Подписывайтесь на нас в Telegram