Союзная интеграция Беларуси и России: как форум регионов дал новый импульс сотрудничеству

525

Конкретики, реальных решений и эффекта от союзной интеграции ждут не только бизнес и предприятия, но и простые граждане Беларуси и России. Экспертное сообщество сегодня активно обсуждает итоги переговоров Александра Лукашенко с Владимиром Путиным на форуме регионов в Санкт-Петербурге. 

Запомнился он не только впечатляющими экономическими результатами – а портфель контрактов оценивается более чем в полмиллиарда долларов – но и важными политическими заявлениями. Главный посыл президентов правительствам – чтобы союзный локомотив, наконец, набрал необходимую скорость, надо переходить от общей риторики к делу. В основе договора о создании Союзного государства  –   принцип единых равных условий хозяйствования. Однако за два десятилетия достичь стопроцентного результата  так и не удалось. 8 декабря интеграционное объединение  отметит 20-летний юбилей. И это тот рубеж, к которому предстоит снять оставшиеся проблемные вопросы. Александр Лукашенко накануне его обозначил. Владимир Путин нашего Президента поддержал. Стратегическое видение будущего Союзного государства у партнёров есть. Программа совместных действий готова на 80%. И дальше затягивать с принятием решений  (и эксперты в этом также солидарны) просто нельзя. Во-первых, это негативно влияет  на экономики двух стран, во-вторых, на имидж Союзного государства. 

О белорусах и россиянах говорят – братские народы. Это, не считая прочных экономических связей еще с советских  времен, пожалуй, и стало фундаментом общего союзного дома. Но скорость интеграционных процессов и  результат – то, что имеем сегодня, увы, далеки от желаемых. Да, Беларусь и Россия тесно сотрудничают в социальной, гуманитарной сферах, множество совместных проектов реализуется в экономике, активно идет взаимодействие  на уровне регионов. Это, кстати, хорошо заметно по результатам VI питерского форума – более 80 контрактов на полмиллиарда долларов. Но сегодня и президенты Беларуси и России, и экспертное сообщество признают: интеграционный локомотив ездит по кругу. Что мешает движению вперёд? При том, что представление, куда и с какой скоростью двигаться, у лидеров двух стран есть, и, как показала встреча в Санкт-Петербурге, оно совпадает. Программа совместных действий готова на 80%. Но! По важным проблемным вопросам – о компенсации за налоговый манёвр, снятии запретов на поставки белорусских товаров, равном доступе на единый рынок – к компромиссному решению союзники пока не пришли. Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к кадрам  20-летней давности. Исторический момент – подписание Декларации о единении Беларуси и России – это, можно сказать, фундамент Договора о создании Союзного государства. 

Спустя год  президенты подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. В Санкт-Петербурге вчера не раз вспоминали эту дату. Но за 20 лет достичь равных условий так и не удалось. Тот ли это результат, с которым хотелось бы подойти к юбилею? Очевидно, нет! И как отметил накануне наш Президент – негоже в новое десятилетие тянуть за собой старые долги. Отсутствие единой позиции по отдельным и при этом принципиальным вопросам тормозит принятие главного стратегического документа – программы Союзного государства. Конкретики, реальных решений и эффекта от союзной интеграции ждут и в Минске, и в Москве.

При этом, как отмечают эксперты, президенты на данном этапе свою миссию выполнили, дальше – дело за правительствами двух стран.  На всё про всё – меньше пяти месяцев. Из преимуществ: у рабочих групп есть для этого необходимые инструменты, полномочия и богатый переговорный опыт. Из минусов: очевидно, не у всех есть понимание, что интеграция принесет ожидаемые  дивиденды, если она будет построена на взаимовыгодных условиях. А это подразумевает компромисс, на который наши союзники не всегда готовы. Конкретики от чиновников ждут не только субъекты хозяйствования и  представители бизнеса. Хотя активизация интеграционных процессов, бесспорно, пойдет только на пользу развитию экономик двух стран.  Но это еще и вопрос имиджа и репутации. Принятия конкретных решений, касающихся Союзного государства, ждут от правительств и простые люди – белорусы и россияне.  Им, в конечном счете, в этом государстве жить. При этом и у Минска, и у Москвы единая позиция: договор о Союзном государстве должен оставаться неизменным. Но вот как прийти к единообразию его толкования? Как раз это сейчас – предмет обсуждений. Например, понятие «союзный бюджет» – два десятка лет назад в него закладывали больше функционала, чем есть сегодня. На 2019-й расходы бюджета Союзного государства предусмотрены  в размере ста миллионов долларов. При этом, по подсчётам министерства финансов, от одного только налогового манёвра в следующем году наша страна потеряет в три раза больше. 

Георгий Гриц, экономист-аналитик:«Я возьму только одну проблему –налоговый маневр. Преференции российским участникам этой цепочки они выплачивают из федерального бюджета. Мы говорим, что и мы хотим, мы же имеем равные права. Мне кажется, для решения таких вопросов надо говорить о некой экономической надстройке. Но, к сожалению, за 20 лет сформировать адекватный бюджет, который был собственностью двух стран, не удалось. И он должен оцениваться в миллиарды долларов. В принципе об этом оба президента так завуалировано и говорили».

Причём, если Москва глянет в сторону других субъектов Федерации, то там вполне можно увидеть, какие дивиденды приносят регионам честный общий рынок с белорусами. Другое дело, что с условной Новосибирской областью наш бизнес может договориться на справедливое сотрудничество, из-за того, что есть контакт на уровне руководителей. А с каким-нибудь другим регионом договориться не получается, хотя им наша продукция тоже нужна. Почему? Ответ, говорят эксперты, простой: честная интеграция с Беларусью финансово выгодна не всем крупным игрокам. И позиция российского правительства неоднородна – отсюда пробуксовка в переговорах и препятствия на пути к компромиссу с Минском. 

Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Если мы видим, что белорусское предприятие вдруг оказалось непроходным со своей продукцией – то это значит, что для кого-то открылся бизнес. Конечно, мы понимаем, что это просто вопрос конкуренции. И в этом случае она недобросовестная. К сожалению, есть и документы федерального уровня, которые не очень благоприятную для нас создают обстановку. У нас уже есть факты, которые, к сожалению, не в пользу, причём даже не в пользу и для конкретного российского бизнеса. И когда мы создаём СП, оказывается, мы какое-то иностранное предприятие создали». 

Вот и выходит: границ в физическом смысле нет, но определенные рамки существуют, и создают их искусственно. Именно поэтому, говорят эксперты,  так важно сейчас, чтобы посыл президентов   был услышан каждым. Ведь, когда на кону общие интересы, личное должно отойти на второй план. Синоним слова союзник – единомышленник. И если есть обоюдное желание работать для достижения единой цели, все проблемы, безусловно, будут решены.