К ревизии эталонного собрания произведений белорусского искусства XX века приступили в Союзе художников. Экспертам предстоит пересмотреть и оцифровать почти десять тысяч арт-объектов. Многие работы из так называемой «золотой коллекции» выставлялись всего лишь раз с момента своего создания. Часть хрестоматийных произведений живописи и графики уже сегодня представили публике в Минске в масштабном проекте «75 лет Памяти».
Буквально за каждым углом здесь ждут открытия. Спецхранилище «союзного» значения. Доступно крайне узкому кругу. Сегодня у многих на слуху фамилии создателей этого «бесценного» фонда. «Картины складывались» с конца 1950-х до начала 1990-х.
Наталья Шарангович, первый заместитель председателя Белорусского союза художников: «Потрясающий соц-арт, здесь есть художники "сурового стиля", здесь есть художники, которые в 80-х годах "двигали" перестройку. В этой коллекции даже есть работы Язепа Дроздовича. Они показывались на больших республиканских выставках. Самые лучшие отбирались и закупались».
Как бы ни было сложно Союзу, это не «разменная монета». Продать нельзя ни один из почти десяти тысяч арт-объектов. Впереди переучёт, каталогизация по видам: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Рамы – авторские. Тоже раритет.
В разных цехах Союза – более тысячи творцов. Это только сегодня. А если посчитать с 1938-го, года первого съезда? «Дайте мне музей, – говорил Пабло Пикассо, - и я заполню его». Увидеть фрагменты «золотой коллекции» БСХ пока можно изредка, на персональных и тематических выставках.
Ретроспектива к 75-летию Победы на двух этажах главной галереи страны. В этикетаже не редко – «Участник Великой Отечественной войны». Старший среди ныне живущих – Леонид Щемелёв. Народному художнику БССР – 97 лет. Рисует, как и раньше.
Александр Зинкевич, директор Республиканской художественной галереи: «Дворец искусства и строился, прежде всего, для того, чтобы можно было экспонировать масштабные работы. Что тогда было достижением, сейчас некоторая "проблема". Поэтому приходится зонировать. Новый этап жизни коллекции: начинаем оцифровку, процесс реставрации».
Задача максимум – до конца года вывести более тысячи произведений из тени спецхрана. Конечно, не всё здесь «шедевр», но каждая из коллекционных работ– образ времени, в котором мы жили. Хотя бы поэтому они достойны пристального внимания.
Подписывайтесь на нас в Telegram