Союз Беларуси и России стал крепче в 2021 году. Почему интеграция двух стран важна и кому она не нравится?

Союз Беларуси и России стал крепче в 2021 году. Почему интеграция двух стран важна и кому она не нравится?

Александр Лукашенко и Владимир Путин – политические хедлайнеры года. Сочи, Москва, Санкт-Петербург – лидеры встречаются часто, выходят на связь еще чаще. И это не визиты вежливости. Этот год в союзных отношениях похож на предполетную подготовку лайнера, когда детально и скрупулёзно проверяют все системы и механизмы огромной машины – они должны работать, как часы. И вот наконец взлет. Ноябрьским росчерком президенты отправляют в большое путешествие этот союзный лайнер с миллионами пассажиров на борту. О нем тут же скажут – «нас бьют – мы летаем». И действительно, Минск и Москва, взявшись за руки, еще посмотрят свысока на всю эту возню коллективного Запада. 


За их отношениями в этом году следил едва ли не весь мир. Их встречи комментировала фрау Меркель и более-менее вся западная пресса. Ещё бы! В то время как некоторым авиакомпаниям уже рекомендовали облетать Беларусь стороной, в гости к Путину в Сочи прилетел Александр Лукашенко.

Каждый раз аналитики упражнялись в остротах, мол, чего на этот раз едет просить белорусский Президент? Когда писали: «Лукашенко нужен новый кредит», он хотел говорить об обороне и безопасности... Когда намекали, что против них ополчилось пол-Европы (во главе с южным соседом), они отвечали языком народной дипломатии… 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вообще у нас говорят так: "Баба с возу – коню легче"».

Когда изгалялись, дескать, «Лукашенко, мало легитимности», они обсуждали, как вместе реагировать на санкции…

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Всё-таки вы правы были, что любые санкции – это возможности». 

И когда, по всем расчётам, Александр Лукашенко должен был сдать суверенитет, они взяли и согласовали программы экономической интеграции. 

Обещанного три года ждута на четвёртый отказывают. Так целиком звучит эта пословица. И хорошо, что мудрость народная в данном случае уступила президентской. Не то чтобы равноправие (а это основа программ) нужно было заслужить, но его точно приходится отстаивать. Александр Лукашенко делает это упорно, а терпение и труд, как говорится, всё перетрут. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Впору спросить критиков в Беларуси, которые очень много (и беглые, и живущие в Беларуси) кричали, вот я хочу спросить у них, а у критиков нашей интеграции в России поинтересоваться  и где вы видите здесь гирю на ноге России? Ничего плохого для народов Беларуси и России в этих программах нет и быть не могло. Всё нацелено на рост благосостояния наших народов. И надо поставить точку в этих разговорах  интеграция носит исключительно взаимовыгодный характер. 

В данном случае торг оказался уместен. Москва болела за сближение налоговой и таможенной сферы, Минску интереснее энергетическая и равный доступ к госзакупкам. А ещё – согласованная аграрная и промышленная политики, единая платёжная система. Выходит, сторговались. 

Ничего личного – просто бизнес. Так говорят о союзных программах. Да и вообще – пусть говорят! Ведь информационного шума Александр Лукашенко и Владимир Путин в этом году наделали столько, что дошло едва ли не до экзистенциальных вопросов.

Владимир Путин, президент России: «Это по-настоящему братская республика, братский народ. И мы стремимся делать всё, чтобы так было всегда». 

Тут в голове невольно заиграет: «Брат ты мне или не брат?» Вообще, мезальянсом отношения Минска и Москвы кто-нибудь да называет столько, сколько этот союз существует. Недавно Владимир Путин осёк на этот счёт их режиссёра Сокурова. Просвещённого, казалось бы, человека. 

Александр Сокуров, режиссёр (Россия): «Всё же у нас на довольствии, в нашем полку Беларусь, Южная Осетия, Абхазия, насколько я понимаю, надо помогать Сирии…»

Владимир Путин, президент России: «Это неуважение к целому народу и целой стране, которая у нас находится в составе Союзного государства. Добиваться мы можем только одного – взаимопонимания и выстраивания таких отношений на взаимовыгодной основе, которые привели бы нас к повышению нашей общей конкурентоспособности и решению проблем, которые стоят перед нашими народами».

И вот тут впору задуматься – а чего в самом деле они хотят в итоге? Может, стать вторым Евросоюзом? И хотя коллективный Запад с его коллективным бессознательным вряд ли такой уж хороший пример для подражания, Союзное государство готово взять всё лучшее, отбросив ненужное. 

Конечно, когда без году неделя, понимаешь, успели они не всё. Из-за пандемии Путина не было в Минске, а Лукашенко не побывал в Крыму. Но это вопрос времени, а не политики. А вот что до неё, то в год закрытых границ – а в некоторых случаях и закрытых дверей – белорусский Президент сумел встретиться с теми, кого хочется обнять даже в пандемию. 

Главы Азербайджана и Таджикистана, Ирана и Пакистана – все «наши люди», как любит говорить Александр Лукашенко. И пусть во внешней политике (и не только ей) многое в этом году было не благодаря, а вопреки, о ней ведь говорят. Да и пусть себе говорят!  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж