Национальный выставочный центр построят на пересечении Логойского тракта и МКАД в Минске

662

В Беларуси решено возвести Национальный выставочный центр. Принципиальное согласие сегодня дал Президент. Вопрос уже больше 10 лет был в стадии обсуждения. Инвестора так и не нашли, но решили, что тянуть больше некуда. Известно место, обозначен срок строительства. Эскиз может претерпеть изменения, ведь главное требование Александра Лукашенко – избежать необдуманных трат. Да, проект имиджевый, но у него есть вполне конкретный практический смысл. Цель максимум – чтобы цифры экспорта поползли вверх. 

По уровню приглашённых на совещание можно подумать, что речь пойдёт как минимум о развитии экономики. И от истины это совсем недалеко. За вывеской доклада о строительстве выставочного центра прячется проект, который уже называют национальным. 

Словом, если торговля – большой организм, то где ж тогда биться его сердцу? Только в прошлом году в стране – а по большей части в Минске – провели две сотни выставок и ярмарок. В них участвовали 25 тысяч белорусских предприятий. Можно и больше. Было бы где. Ведь, как правило, выставки, которые на слуху, как TIBO, MILEX или «Белагро», проводят на площадках, которые для этого в общем-то и не предназначены. Эксперты уверены: Минску не хватает современного специализированного комплекса, который соответствовал бы международным стандартам. Количество выставок и участие в них зарубежных партнёров прямо пропорционально росту экспорта. 

Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «$1 инвестиций в участие в выставке приносит $8 в контракты на поставки нашей продукции. Это касается инновационной продукции. Здесь есть прямые эффекты и долгосрочные. Долгосрочные нам очень трудно в статистику перевести, но это развитие деловых связей, внешнеэкономических связей. И порой один контракт готовится три года». 

Выходит, это тот случай, когда содержание куда важнее формы. ExCeL – один из крупнейших выставочных центров. Ежегодно его посещает 4 млн человек. Располагается в Лондоне. Выставочный центр Гонконга считается крупнейшим в Азии. При организации выставок здесь не произносят слова «невозможно». В шанхайском экспоцентре каждый год проходят примерно 80 мировых выставок с общим числом посетителей около 3 млн. А площадь выставочного центра в Дубае (его возводят специально к ЭКСПО-2020) больше площади 600 футбольных полей. Президент настаивает: Беларуси не пристало гнаться за роскошью, но проект для страны имиджевый. 

Александру Лукашенко презентовали архитектурный проект, но, скажем так, за закрытыми дверями. Его доработают с учётом требования не сорить деньгами. Так что разработчики пока не спешат делиться подробностями. А вот с местом строительства определились. С вероятностью 99,9% Национальный выставочный центр вырастет на пересечении Логойского тракта с Минской кольцевой. Любителям шопинга этот район хорошо знаком. Предварительно на поле, где сейчас самые заметные объекты – это одуванчики, отстроят 15 тыс. м² под выставочные павильоны, ещё столько же под конгресс-холл и бизнес-центр. Плюс открытые площадки для крупногабаритной техники. И стоит добавить, что это неточно. 

Александр Турчин, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Мы предполагаем либо кредитные ресурсы Банка развития, либо включение в государственную инвестиционную программу. Задачу сегодня обозначил Глава государства – в дальнейшем этот комплекс должен быть самоокупаем. Государство поможет построить, но дальше его эксплуатировать и зарабатывать деньги будет эксплуатирующая организация». 

Говоря совсем просто, простоев быть не должно. Сроки сжатые, а потому к проектированию готовы приступить в ближайшее время. Кстати, из любопытных нюансов: правительство лоббировало иную площадку для строительства – в районе деревни Малиновка. Но в этом случае не избежать сноса домов и отселения. Александр Лукашенко выбрал придорожное поле. Говорили и о системе управления выставочной деятельностью. Стороны сходятся во мнении: нужен единый координатор. В Беларуси этим занимаются сразу три ведомства. Президент ждёт предложений – и они будут, чтобы в конечном итоге Беларуси было не стыдно показать товар лицом.