Сотрудничество Беларуси и Латвии: точки соприкосновения и перспективы

Сотрудничество Беларуси и Латвии:  точки соприкосновения и перспективы

Значительное потепление в отношениях Беларуси и Латвии. Хотя, по сути, и нынешние отношения нельзя было назвать прохладными. На неделе, встречаясь с латвийским премьер-министром, Президент Беларуси предложил серьезно расширить сотрудничество между странами. Да, Беларусь проводит многовекторную политику, но партнёрство с близкими нам и географически и ментально государствами – то, что всегда остаётся в приоритете. Добрососедство – государственный принцип. А если тёплое отношение к соседям подкреплено ещё и совместными проектами, выигрывают экономики обеих стран. Кришьянис Кариньш поддержал инициативу развивать связи, отметив также, что вскоре ждут Александра Лукашенко в Латвии с визитом. 


Конечно же, обмен визитами на высшем уровне, когда определяется политический курс, – это еще и старт для нового витка в отношениях бизнес-сообществ. 

Сегодня это особенно важно, предстоит наладить некогда сильные связи, которые, к сожалению, были утеряны.    

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Как бы там ни было, что бы мы ни говорили или кто-то, все-таки мы были частью некогда большой страны. У нас были не просто дружеские, а близкие отношения. Наши экономические связи были очень сильны. Многое мы утеряли за последние годы. Но важно не столько смотреть назад, сколько обращать свое внимание и взор вперед. И в этом плане наметилось много направлений сотрудничества между Беларусью и Латвией. В отличие от других балтийских государств фон хороший сотрудничества между нашими странами. Я полагаю, что нам надо воспользоваться этим моментом и серьезно расширить наше сотрудничество. Тем более что от его расширения мы видим большую выгоду (если говорить об экономике) как для Латвии, так и для Беларуси». 

Очевидно, стороны настроены решительно – сотрудничество надо укреплять. И есть ли иной путь развития отношений с соседями? Точнее, а нужен ли нам этот иной путь? Кстати, знаете ли вы, что у нас в Беларуси работают 585 предприятий с латвийским капиталом? 

Немало совместных бизнес-проектов работает и в Латвии. Кстати, вполне возможно, что в ближайшее время одним из важнейших направлений сотрудничества станут нефтяные реки. 

Сегодня активно обсуждается вопрос поставок нефти в Беларусь через латвийские порты, а также экспорт нефтепродуктов из Беларуси по этому же маршруту.  

Ну и еще про один общий интерес. В следующем году чемпионат мира по хоккею страны будут проводить вместе. 

После переговоров премьер-министр Латвии подарил Александру Лукашенко джерси латвийской сборной, где на белом фоне вышиты первый номер и фамилия Главы государства. Спорт – это тоже повод стать ближе.

Какие есть точки соприкосновения бизнес-интересов на латвийской стороне? 

Рейс Минск – Рига – рекордсмен по непродолжительности. Даже истинному аэрофобу эти 50 минут вряд ли покажутся вечностью. Январь капризничает так же: рижане тоже порой забывают, как выглядит снег. Да и русскую речь вокруг себя слышишь гораздо чаще, чем латышскую. Всё это существенно облегчает жизнь не только туристов из Беларуси, но и бизнесменов.

У многих местных предпринимателей (а, может, даже большинства) весьма тёплое отношение к Беларуси. Связь корней неубиваема. Один из самых богатых людей Латвии говорит об этом так: ну, как я мог не делать бизнес в Беларуси, если родители супруги родом из Слуцка? И в самом деле – ну, как он мог! Киров Липман владеет много чем. Но с нашей страной его связывает фармацевтический бизнес. Под три миллиона таблеток каждые сутки штампует один только этот завод. Всего же в холдинге, которым руководит Киров, их четыре. Здесь, кстати, так и принято обращаться – по имени и без всяких отчеств – даже к самым богатым людям. Завод, крупнейший в странах Балтии, лечит всех – и японцев, и белорусов. Сам Липман погружён во все процессы.

Киров Липман, председатель совета фармацевтического холдинга «Гриндекс»: «У меня такая болезнь – я люблю ходить по аптекам. В Риге меня почти все аптеки знают. Я захожу – они уже не знают, что со мной делать. Мне интересно, как осуществляется продажа, есть ли на полках наши препараты. Всё это бизнес. И в Беларуси я тоже во многих аптеках был, я приезжаю и сразу захожу». 

Так он и узнаёт конъюнктуру рынка. Продажи в Беларуси – пять миллионов евро. Из годового оборота в 150. Но Кирову всё мало. 

Для него Беларусь не просто очередной рынок. Учёные, которые работают на фармацевтического магната, оценили компетенцию белорусских коллег. Вместе они трудятся над препаратами от онкологии. Вместе же готовы выпускать дженерики, как только закончится срок действия патентов на оригинальные препараты. В этом деле кто первый, тот и по-настоящему заработал. 

Киров Липман, председатель совета фармацевтического холдинга «Гриндекс»: «Будем откровенны, что мы торгуем на сегодня с 77 странами. Поэтому потенциал у нас очень высокий, и вы сами понимаете: мало разработать, надо ещё продать. И мы одни из тех, которые могут оказать содействие». 

В общем, иметь такого друга – во всех смыслах дорого стоит. Он как билет в мир больших продаж. Главное – не забыть на этот рейс паспорт. К слову, о нём. О том, что именно в Латвии разрабатывают биометрический паспорт и ID-карту белоруса, не слышал только ленивый. Но мало кто знает, что в мире компаний, подобной этой, на пальцах одной руки. Масштаба, правда, не ощутить. В лучших традициях айтишников большинство работает удалённо.

Здесь только что разработали ID-карты для Танзании, банковскую платёжную систему для Руанды, ну и вишенка на торте – Кения – номер один в мире мобильных денег. Софт для белорусских документов будущего уже написали. И хоть будущее это всё откладывается и откладывается, кое-что всё же можно показать.

С биометрическим паспортом белорусы будут выезжать за границу. Кстати, если когда-нибудь договоримся с Евросоюзом о безвизовом режиме, то как раз такой паспорт будет одним из условий. 

А вот ID-карта станет документом, удостоверяющим личность внутри страны. Вообще вся соль документа – в электронно-цифровой подписи. Это, по сути, ключ для входа в любую систему. 

Сергей Елисеев, директор по развитию бизнеса компании X Infotech: «Это намного круче. Этап эволюции, можно даже так сказать, электронного правительства. Это даёт возможность не только правительству усовершенствовать сервисы, предоставить новые возможности, но и для самих граждан. То есть человек может многие вещи делать удалённо. Это сэкономит время и даст возможность, даже находясь в другой стране, подключиться, подать декларацию, заказать справку, прописать ребёнка». 

В Германии (развитой же в общем-то стране) только 3% держателей ID-карт пользуются электронно-цифровой подписью. То есть карты есть, а толку нет. Чтобы ощутить все преимущества пластика в кармане, в стране должно быть на достаточном уровне развито электронное правительство. 

Сергей Елисеев, директор по развитию бизнеса компании X Infotech: «Я очень рад, к чему пришли белорусские власти. Они из множества аппликаций (не без нашего участия) пришли к оптимальному набору компонентов, которые требуются для электронного правительства. Имея эти компоненты, можно сделать всё». 

В сотрудничестве на самом верху латвийская сторона как раз и находит для себя невиданные доселе возможности. Ведь есть вещи, которые бизнесу самому не решить. Речь о транзите грузов. Транспортная сфера – то, что нас объединяет, но непонятно, делает ли вместе сильней. 

Морская соседка в этом смысле переживает не лучшие времена. В грузообороте Латвии уголь – товар номер один, треть всей перевалки. С падением цены на него и кошельки полегчали. Но это ладно. Спрос восстановится – цена вырастет. Подумаешь! Но есть проблема и посерьёзнее: Россия уводит свои грузы, главным образом энергетические, в свои порты. Тут и экономика (серьёзные инвестиции в строительство), и политика: при прежних отношениях Риги и Москвы никто и не думал о таком повороте. В Латвии уже просчитали, что будет, если российский транзит сойдёт на «нет». Только в Рижском порту потеряют половину оборота. 

В прошлом году грузопоток в Рижском порту упал на 10%. Не заметить этого невозможно. Но чем не повод переориентироваться. И развитие сотрудничества с Беларусью здесь хорошо просматривается. 

Грузооборот с Беларусью, как по волнам, – то 7%, то 10%. Больше пока не было. Но здесь очень хотят. Ведь потеряв больше десяти лет назад транзит калийных удобрений, сейчас в Рижском порту довольствуются лишь транзитом российского «Уралхима». 

Ансис Зелтиньш, управляющий Рижским свободным портом: «У нас есть ещё один терминал, какое-то время он стоял пустым, потому что калийные удобрения из Риги ушли, последние пару лет они переориентировались на перевалку зерна. Но с точки зрения акционеров и владельцев, они видят перспективу всё-таки в минеральных удобрениях. Это реальный терминал с инфраструктурой, который, если всё меняется, в рамках месяца может начинать работать». 

Намёк понятен. Нет, есть ещё древесина – она, кстати, вышла по объёмам на второе место, и с Беларусью поставки работают как часы. Но в условиях поиска Минском альтернативного поставщика нефти включаются другие механизмы, хоть Рижский порт никогда не был классическим наливным. Как это работает сейчас: нефтепродукты с новополоцкого «Нафтана» приходят в Ригу по железной дороге, грузятся на судно и уплывают. В противоположном направлении эта схема никогда не работала.

Ансис Зелтиньш, управляющий Рижским свободным портом: «Цистерны приходят с мазутом, они выгружаются на терминале BLB, и была идея, что потом вагоны подаются на другой терминал и в те же самые вагоны и цистерны грузится нефть. Саму цистерну никак не надо обрабатывать, не надо мыть. И она не уходит пустая. Есть выигрыш – половина логистических расходов железной дороги, потому что обратно в Новополоцк не едет порожняк». 

Браться за это в Риге готовы лишь на долгосрочной основе. Мол, это не вопрос одной партии или одного танкера. Конечно, делать Беларуси выгодные предложения Латвию подстёгивает и конкуренция с Литвой. Та и забрала когда-то транзит калия, Клайпедский порт переваливает продукцию обоих белорусских НПЗ, да и сырую нефть не прочь поставлять. Одним словом – борьба за рынки. С лёгкой улыбкой на лице. 

Талис Линкайтс, министр сообщения Латвии: «Конкуренция в рыночной экономике даёт стимул – развиваться и предлагать свои условия на более выгодных началах. Мы показываем и делаем нашим соседям предложения, от которых невозможно отказаться. Это тарифы, это качество, это время пути по нашим коридорам, которые более выгодны». 

Министр подтверждает готовность идти на компромиссы, как, впрочем, и поставлять при необходимости нефть через свою территорию. 

Талис Линкайтс, министр сообщения Латвии: «Если есть такая необходимость со стороны Беларуси, мы всегда рады предложить свои условия. Я подразумеваю, что предложения получили наши предприятия, и они над этим работают, как сделать предложения самым лучшим образом». 

Если собрать всё это вместе, то становится понятно, почему Александра Лукашенко так ждут в Риге. Гуляя по улицам старого города, есть на чем задуматься. 

Конечно, соседей не выбирают, но, если бы у Беларуси и Латвии была такая возможность, вряд ли по отношению друг к другу они распорядились бы ею иначе. Латышей часто обвиняют в холодности к чужакам. Но, судя по всему, к белорусам это не имеет никакого отношения. Ведь на поверку, порой чужой оказывается гораздо больше своим, чем об этом принято было думать. 

И если Президент с сожалением говорит о потерянных за последние годы связях, так, может, стоит запустить машину времени?

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Игорь Хведченя